Верования, ритуалы и символы сложные аспекты культуры, Антропологи стремятся при их интерпретации быть свободными от предубеждений, диктуемых собственной религией. В процессе изучения множества обществ они сконструировали, понятия и выработали методы, основанные как на наблюдении, так и на интуиции. Такие основополагающие различия, как различия между сакральным и профанным, магией и колдовством, облегчают понимание этой проблематики. При попытках выявить структуру мифов и символов, антропологам подчас удается увидеть смысл в том, что первоначально производило впечатление бессмыслицы.
Такие направления как экологическая или экономическая антропология - достаточно «жесткие» области в антропологии. Их изучение требует такого стиля фиксации и анализа данных, который может серьезно отличаться от стиля изучения верований, ритуалов и символов. Антропологическое изучение религии - а точнее, верований, ритуалов и символов - более «мягко» по стилю в том смысле, что носит более интерпретативный характер. Антропологам, интересующимся религией, более свойственно пытаться мыслить так, как мыслят их информаторы, видеть мир так, как видят его они.
|
|
Понятие священного, сакрального - это как бы водораздел между изучением веры, обрядов и символов, с одной стороны, и практически всей остальной антропологией - с другой. В работе Элементарные формы религиозной жизни (1912) французский социолог Эмиль Дюркгейм провел различие, имеющее большое теоретическое значение - различие между «священным» и «мирским».
Вслед за ним антропологи и религиоведы делали это вновь и вновь вплоть до нынешних времен. Самой знаменитой является работа румынского автора Мирчи Элмадс Священное и мирское (1957).
Священное:
1. Оно стоит особняком / отделено от обыденного мира.
2. Оно может быть сопряжено с «запретами» (табу) на определенные знания или практики.
3. Оно подразумевает обрядовые процедуры
4. Оно часто ассоциируется с магическими силами, духами и божествами.
5. Оно связано с тем, что мы обычно подразумеваем под религией, а также магическими практиками.
Мирское:
1. Оно принадлежит к обыденному миру.
2. Оно сопряжено с повседневными знаниями.
3. Оно включает деятельность, которая имеет утилитарное назначение.
4. Оно ассоциируется с обычными, в первую очередь материальными предметами.
5. Оно связано с тем, что мы подразумеваем под не религиозной деятельностью, не религиозными аспектами культуры.