Рыцарские

Мальчиков 11-12 лет отдавали в дом знатного феодала или ко двору короля. Выполняя роль пажа, мальчик учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, стихосложению, верховой езде, обращению с оружием. Домашний священник обучал грамоте и духовно воспитывал. В 14-16 лет паж становился оруженосцем. В 18 лет его торжественно посвящали в рыцари.

Следует отметить, что в средние века не совсем исчезла тяга к изучению античного наследия. Это происходит в период правления Карла Великого (франкского короля) в 9 в., т.н. Каролингский Ренессанс. В монастырских школах изучались произведения Вергилия, Горация, Овидия, Цицерона и др. Это был период культурного подъема. Ко двору были привлечены ученые, объединившиеся в Академию, возглавил которую Альбин Алкуин (англо-саксонский ученый).

Но последние правители династии Каролингов перестали уделять должное внимание школам, и они стали приходить в упадок. В 11-13 вв. идет процесс централизации власти в руках монархов, что вызывало протест духовенства. В таких условиях зарождается новый вид религиозной философии – схоластика (scholasticus – «школьный, ученый»), основанный на формальной логике Аристотеля и абстрактном богословии. Фома Аквинский пытался придать вероучению форму научного знания, рационально обосновать вероучение. Появление схоластики во многом меняет содержание обучения (например, грамматика и риторика уступают место логике и латинскому языку). Также появляются новые сообщества учителей и учеников - университеты

Университет – учебное заведение поздней схоластики. Были престижными. В университетах были факультеты (fakultas – «способность»), преподаватели были докторами или магистрами. Руководил факультетом декан (dekanus – «начальник 10-ти человек»). Прокуратор (curo – «забочусь»), ректор (rector – «управитель»). Факультеты:

А) младший факультет – «артистический». Изучали 7 свободных искусств. Выходили бакалаврами.

Б) старший факультет – юридический, медицинский, богословский. Выходили докторами.

Летом были каникулы (canicula – «собака, щенок», т.к. эти дни совпадали с появлением созвездия Малого Пса).

Проводились лекции, еженедельные диспуты. Преподаватели составляли сборники конспектов «Суммы», напоминающие хрестоматии, что помогало студентам готовиться.

Начиная с 13 в. в связи с экономическими изменениями образование оказалось в сложном положении – античная литература практически исчезла из его содержания. Осталось зазубривание поэм, сочинений назидательного характера. Распространяются телесные наказания. Постепенно образование свелось к элементарному обучению со сроком 2-3 года, что снизило качество образования. Единственные заведения, сохранившие лицо, были университеты.


Педагогика эпохи Возрождения

В эпоху средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. И в соответствии с господствующей в этот период идеологией на первый план выступает проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности.

Эпохе Возрождения человечество обязано вновь признанием самоценности личности, достойной уважения и специального изучения. Это веяние трактовалось как освобождение от идеологических и политических оков феодализма. Т.е. можно сказать, что эти перемены детерминировались социально-экономическим развитием общества. Эпоха Возрождения характеризуется бурным развитием наук, искусства (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициан и др.), географическими открытиями (открытие Америки, морского пути в Индию).

Появляется тенденция к переосмыслению места человека на Земле. Система образования меняет ориентиры на гуманистические. Целью обучения и воспитания становится формирование активной, самостоятельной личности, стремящейся к преобразованию мира.

Колыбель Возрождения – Италия (в 15 в. турки захватили Константинополь, и часть ученых сбежала с греческими рукописями в Италию, где стала возрождать античный, в основном платоновский, взгляд на мир).

Идеал античности - всесторонне и гармонично развитая личность в новых условиях претерпевал изменения. Например, в Италии главным в формировании гармоничной личности считалось воспитание гражданина (Л. Бруни, Л. Вала, Л. Альберти). Причем очаг этого воспитания – семья как основа общества в целом.

Ряд мыслителей создавали различные модели современного общества с позиций гуманистических идеалов. Например, утописты Т. Мор (модель бесклассового общества с обязательным участием всех граждан в производительном труде в сочетании со всеобщим образованием) и Т. Кампанелла («Город Солнца» – государство на принципах справедливости и гуманизма; упомянул принцип наглядности в обучении – стены «Города Солнца» были расписаны рисунками с достижениями, изобретениями, портретами великих людей).

Особенности образования:

1.
Цель - формирование активной, самостоятельной личности, стремящейся к преобразованию мира.

2.
Активные методы обучения, аппелирующие не к памяти, а к логическому мышлению, воображению. М. Монтень: «Знать на память – не значит знать».

3. К 14 в. образование в западной Европе приобретает статус самостоятельной отрасли. Расширяется содержание образования – к «7 свободным искусствам» добавляются литература, история, география, механика.

4.
Ступени обучения:


- Элементарные (низшие) школы.

- Учебные заведения повышенного общего образования – городские (латинские) школы, гимназии, коллежи, колледжи.

Прообразом будущих классических гимназий выступили школы нового образца – семейные школы. Например, «Дом радости» Витторино да Фельтре (1373-1446), основанная в 1423 г. в Италии. Основные ориентиры – уважение к ребенку, учет его индивидуальный потребностей, интересов. Использовались наглядные, диалогические методы в обучении, велось непосредственное наблюдение за детьми, организовывались походы, игры. На занятиях царила атмосфера радости процесса познания. Помимо классических языков преподавались математика, геометрия, астрономия, естествознание, история. Большое значение придавалось и физическому и духовному воспитанию.

- Университеты, кружки, академии.

Кружки и академии были нововведениями. Они раньше другие взяли на вооружение принцип гуманизма в образовании. В них активное участие принимали крупные ученые – профессора университетов, государственные деятели, священнослужители, студенты. Проводились беседы, переписки. Основная тема – изучение и распространение в современных условиях классического наследия мыслителей прошлого. Большое внимание уделяли древнегреческой философии, филологии, этике, праву.


Однако уже в 15 в. стала явный невозможность реально достичь гуманистический идеал. На смену ему приходит идеал делового человека, которому не нужно быть всесторонне, духовно и нравственно развитым, творческим для достижения своих целей. Возникло явление – «филологический гуманизм» на основе приоритетного направления по переводу литературы классиков древности. Гуманистический идеал превращается в формальную литературную образованность.

В кон. 16 в. возникает кризис гуманизма (тяжело переживал его, в частности, Микеланджело, что можно обнаружить в его записках, стихах). Он вытесняется идеологией Реформации и возрождается лишь в Эпоху Просвещения. В основе Реформации (выступала против средневековой католической церкви; М. Лютер, Ж. Кальвин призывали к самостоятельному изучению и осмыслению Библии) – идеал общины, подчиняющей себе личность. Члены «братской общины», не связанной официально с церковью, жили и имели совместное имущество, исповедуя идеалы христианского коммунизма.


С кон. 50-х гг. 16 в. обозначается движение Контрреформации – ответа католической церкви на Реформацию. Она противостояла гуманистической культуре. Основа – иезуитский орден (Игнатий Лойола). Выступал за широко организованную воспитательную деятельность как оплот католицизма – общедоступные бесплатные школы, например, Иезуитские коллежи.

Иезуитские коллежи. Деятельность иезуитов была подчинена цели сохранения господства католической церкви, и поэтому личность учащегося должна была полностью подчинена ее требованиям. Тем самым происходил уклон от идеалов гуманистической педагогики Возрождения. Это был новый тип школ, с усовершенствованной методикой обучения. Наряду с заучиванием использовались новые формы организации учебного процесса – межклассное и внутриклассное соревнования, театрализованные представления, конкурсы, школьное самоуправление, система поощрений и наказаний. Методика бучения была строго продумана и ориентирована на основательность знаний, а не на их объем. С этой целью каждый урок начинался с повторения предыдущего. Учащиеся делились на группы во главе с декурионом (помощником учителя) Происходило повторение и проверка знаний, взаимное обучение. Иезуитский орден большое внимание уделял также подготовке учителей. Учебные предметы – грамматика, философия, риторика, латинский язык при сохранении значительной роли религиозного и физического воспитания.

Учение, и досуг строго регламентировались и контролировались. В том числе и самими воспитанниками: каждый должен был доносить старшим обо всем дурном, что усматривал в своих соучениках. Успех и честолюбие поощрялись в соревнованиях за счет унижения товарищей и т.п.


Педагогика Нового времени

В начале 17 в. больших изменений в системе образования не происходило. В школах из-за важности освоения античной литературы (в основном, римской) активно изучали латинский язык. Активно работали иезуитские коллежи.

В содержание повышенного образования включаются постепенно математика, история, естествознание, астрономия, география и др.

Распространяются рыцарские, дворянские академии (изучали французский, итальянский, испанский языки, позже английский, историю, право, мораль, логика, механику, математику, верховую езду, фехтование, танцы, игру в мяч и др.) по причине возвышения дворянского сословия, т.к. городские сословия пришли в упадок в ходе 30-летней войны.


Первая половина 17 в. знаменуется деятельностью Я.А. Коменского (1592 – 1670).

Это был чешский мыслитель-гуманист, философ, педагог, теоретические идеи которого получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют актуальность и научное значение. Коменский придал педагогическому знанию стройную систему, и по праву считается отцом педагогики. Коменский был не просто педагогом, а педагогом-философом, видевшим в воспитании подрастающего поколения предпосылку дальнейшего прогресса человечества. Истоки мировоззрения великого ученого – философия Древнего мира, Богословие, идеи Возрождения, естественные науки.

Многие современные педагогические идеи имеют корни в его трудах: современная школа, всеобщее образование, принцип наглядности в обучении, преимущество родного языка над иностранным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки, чередование занятий и отдыха, сад или игровая площадка при школе и т.д.

Большинство своих трудов Я.А. Коменский написал в изгнании в польском г. Лесино (куда в период 30-летней войны были изгнаны чешские протестанты). Коменский хотел помочь своему народу сохранить культурное наследие предков путем улучшения дела образования и воспитания молодежи. Так он создал свои великие произведения:

«Великая дидактика», «Материнская школа» (о воспитании детей в семье), «Мир чувственных вещей в картинках (здесь он реализует идею о первичном значении чувственного восприятия мира, т.е. принцип наглядности, а также переход от конкретного к абстрактному, от простого к сложному), «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» и др. и целый ряд учебников, например, «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия».

Педагогические идеи Я.А. Коменского:

1. Цель образования – совершенствование природы человека как разумного существа, достижение гармонии Божественного и естественного в человеке, отсюда формы и задачи обучения и, прежде всего, воспитания:

2. Формы и задачи обучения и воспитания:

1) Нравственное – формирование добродетели (мудрости, умеренности, мужества, справедливости);

2) Умственное – познание себя и мира. Человек должен быть научно образованным (понимать устройство всех вещей);

3) Религиозное. Человек должен стремиться к Богу как своему совершенному прообразу и источнику всех вещей.

Большое значение Коменский придавал нравственному воспитанию: «Надо следить за тем, чтобы академики воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим дурной пример, бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы». Ведь слово «студент» в переводе с латинского означает «усердно занимающийся».

3. Пансофия (всеобщая мудрость) – необходимость овладения общими сведениями из различных областей, т.е. энциклопедичность образования. Таким образом, формируется универсально образованный человек. В основе пансофии – пангармония (органическая связь всего в мире между собой).

4. Универсальность школы образования. Она не ограничена временными или территориальными рамками. Человек должен учиться в течение всей жизни и в соответствии со своим возрастом.

Впервые в истории образования Коменский предлагает стройную систему школ (в основе возрастная периодизация до зрелости (24 г.)). Причем школы в идеале должны воспитывать детей вне класса, пола и т.п.:

1.
Материнская школа (0-6) (весна). Воспитание в семье. Физическое развитие, формирование представлений об окружающем мире.

2.
Школа родного языка (6-12) (лето). Родной язык – средство укрепления и сохранения нации. Идея создания такой школы была частично реализована Коменским в Венгрии. Развитие речи, чтение, письмо, счет, измерение, пение.

3.
Школа латинского языка (гимназия) (12-16) (осень). «7 свободных искусств», а также реальные науки (физика, история, география), этика, латинский и греческий языки, ремесла.

4.
Академия (18-20) (зима). Для проявивших особые умственные способности. Здесь также происходит сообщение пансофических (всеобщих) знаний.

5. Классно-урочная система. Это форма организации обучения, составными регулятивными компонентами которой выступают урок и класс. Урок - это единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, учебным планом и учебной программой. Класс – это группа учащихся одного возраста и уровня подготовки.

Важно соблюдать дисциплину, порядок во всем. Но не путем наказания, а путем сознательного соблюдения учащимися школьных законов, норм, своего долга.

Главное – позитивная атмосфера, радость без замечаний, побоев. А для этого необходимо, чтобы учение, хоть оно и должно быть систематическим, но должно отвечать возможностям детей, т.е. быть посильным.

6. Принципы обучения: принципы последовательности, научности, доступности, гуманизма, наглядности, природосообразности (успех в обучении будет в том случае, если каждый посвятит себя тому занятию, к какому предназначила его природа, т.е. в соответствии со способностями).

7. Методы обучения – словесные (пересказ, письмо, чтение), наглядные, практические (рисование). Активные методы, в основе которых моторно-двигательная активность.

8. Формы обучения – игра, соревнование, решение кроссвордов, просмотр нравоучительных пьес, диалог и др.

9. Последовательность этапов обучения:

1.
Наблюдение за окружающим миром. Чувственное восприятие, непосредственное или с помощью картин, макетов, моделей и т.п.

2.
Раскрытие причинных связей между явлениями через их анализ. Необходимо соблюдать последовательность, переход от простого к сложному, близкого к далекому и т.п.


10. Учитель у Коменского должен осознавать важность своей профессии, т.к. она является «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Именно учитель как садовник «взращивает молодые деревца, которые впоследствии дадут плоды».


Педагогика эпохи Просвещения

Эпоха Просвещения (18 в.) – переломный период в развитии европейской цивилизации, связанный со значительными изменениями, реформами, буржуазно-демократическими революциями и правительственными переворотами в Западной Европе и России.

Особенности образования:

1. В 18 в. идет процесс становления национальных государств на основе утверждения рыночных отношений, капиталистических форм ведения хозяйства и развития промышленности. Это оказало существенное влияние на образование, направив его на практическую сферу и освоение реальных знаний (не гуманитарных). Эпоха Просвещения утверждала культ разума и науки в противовес религиозным догматам. Воспитание «новой породы» людей.

2. Именно в 18 в. инициатива открытия учебных заведений постепенно переходит от церкви к государству, и создаются первые законодательные акты (указы и пр.), определяющие особенности образовательного процесса в различных типах учебных заведений, что стало основой процесса централизации школьного дела.

3. Сословное образование сменяется распространением просветительства на различные слои населения. Каждый слой обязан получить определенный образовательный уровень. Появляются всесословные образовательные учреждения (отличающиеся по программе и организации).

4. Учебные заведения вне зависимости от половой принадлежности учащихся. Начальные школы для девочек.

5. Типы школ:

5.1. В качестве начальных школ выступали народные школы. Они находились в ведении религиозных конфессий (в Великобритании - англиканская церковь, во Франции, Италии – католическая, в Германии – в ведении протестантского духовенства, а также дворянства). Посещение этих школ постепенно становилось гражданской обязанностью. Обучались и девочки, и мальчики, но по отдельности. Они были ориентированы на традиции педагогики эпохи Возрождения и поэтому включали частично и религиозную подготовку и основы первоначального обучения – чтение, письмо, счет на основе изучения религиозных книг (Псалтырь, псалмы и др.). Учитель давал задания и проверял их без учета пола, возраста и индивидуальных особенностей. Были физические наказания. Низкий уровень образования. Физические наказания – затрещины, пощечины, щелканье по носу, таскание за волосы, розги и т.п. Начальные школы часто не имели хороших условий (помещения, например) и в целом сильно не подвергались реформам.

В 18 в. в Великобритании открываются «школы для бедных» для элементарной грамотности. Часто они открывались религиозными обществами и были дешевыми и с низким уровнем качества. С целью удешевления расходов и распространения начального образования в Англии возникают и распространяются по Европе и России белл-ланкастерские школы с методикой взаимного обучения. Один учитель обучает от 100 учащихся и контролирует этот процесс с помощью мониторов – помощников из старших учеников или отличников, выполняющих рекомендации учителя и контролирующих дисциплину. Недостатки этой системы:

- отсутствие индивидуального подхода

- схематичность знаний

- недостаточная теоретическая база

Однако на начальной ступени обучения белл-ланкастерская система была более или менее эффективной.


5.2 На уровне средней школы проявляется особенность педагогики Просвещения – создание национальных образовательных систем. В различных европейских государствах существовали свои типы средних учебных заведений.

Германия.

Школы-гимназии. Для зажиточных сословий (дворяне, мещане). Изучение теологии, латыни, светские дисциплины. Особую роль играли филантрописты. Они открыли школы интернатного типа – филантропины - и создали ряд учебных пособий для учителей и учащихся. Они ориентировались во многом на принципы Я.А. Коменского.

Также в Германии были рыцарские академии (дворяне и представители природного сословия). Изучение иностранных языков, истории, юриспруденции, логики, математики, механики + «рыцарские добродетели» - верховая езда, фехтование, танцы и т.д.

Великобритания.

Грамматические школы (для аристократов и др. элиты). Закрытые, высокооплачиваемые учреждения. Классические академические учебные дисциплины.

Франция.

Образование в руках Иезуитского Ордена. Коллегии (основное внимание уделяли религиозному воспитанию, но также передавались знания из истории, географии, естествознания, математики). Основные языки – латынь (нельзя было пользоваться родным языком).


Все перечисленные национальные государственные дидактические системы имеют общее – это влияние религии, схоластики.


Альтернативные дидактические концепции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: