Дидактичекая система Ж.-Ж. Руссо

Руссо предложил концепция свободного, естественного воспитания, которая стала настоящим переворотом в педагогических воззрениях того времени. Трактат «Эмиль, или О воспитании» был признан вредным для общества. Руссо арестовали, а книгу сожгли.

Руссо не получил систематического образования, но много занимался самообразованием. Он пришел к выводу, что общество в целом аморально, жестоко, эгоистично. Развитие наук и искусства не улучшают при этом нравы людей, а, напротив, ухудшают. Наступила время, когда знание, в котором человек искал спасения, стало обманом:

- науки рождаются из потребности защититься.

- искусства – из честолюбивого желания выделиться.

- философия – из стремления господствовать.

Необходимо менять систему образования, делать ее демократичной, такой, которая будет развивать дарования ребенка, данные ему от природы.

По мнению Руссо, человек рождается с богатыми способностями к знаниям, добрым с врожденной страстью – любовью к самому себе. А общество способно его уродовать. Воспитание должно быть естественным и природосообразным. Воспитание должно создавать человека, а не добропорядочного христианина или гражданина («Нет отечества и граждан, а есть лишь угнетатели и угнетенные»).

Природа – основной фактор развития, но «это не звериное существование, а свобода, естественность. Независимость, трудолюбие».

Учитель должен создавать благоприятные условия, но не предоставлять ребенка самому себе и не навязывать свою волю. Необходимо так предавать знания, чтобы ребенок самостоятельно брал на себя эту задачу, т.е. задача должна затрагивать интересы ребенка, и решал ее.

Ребенок должен быть в позиции исследователя, а учитель – консультанта.

Особое значение в концепции Руссо играет труд. Труд внушает ребенку чувство долга, ответственности за то, что он делает. Использование трудовой деятельности для «развития умственных сил и обеспечения процесса его социализации». «Воспитанник должен работать как крестьянин, и думать, как философ». Кроме того, живя в обществе, человек обязан своим трудом оплачивать стоимость своего содержания.

Ступени обучения:

1. 0-2 лет – физическое воспитание (закаливание, постоянные физические упражнения, требовательность со стороны родных).

2. 2-12 лет – воспитание чувств (самостоятельное постижение мира с помощью органов чувств без использования книг).

3. 12-15 лет – умственное воспитание (без программ, учебников и т.п.). Ребенка нужно ставить в условия, когда он постоянно задает вопросы. Полезны география, химия, физика, биология для развития любви к природе. Гуманитарные науки ложны, они искажают представления детей о мире. Из современных книг Руссо рекомендовал «Робинзона Крузо», т.к. он демонстрирует, как общение с природой и труд совершенствуют человека нравственно.

В этот же период желательна работа в различных мастерских для овладения основами различных ремесел.

4. 15-18 лет – нравственное воспитание. Период «бурь и страстей», когда происходят частые вспышки эмоций и душевное возбуждение. Следовательно, необходимо нравственное воспитание, а именно вырабатывать:

- добрые чувства

- добрые суждения

- добрую волю

Что касается религии, то с ней ребенка следует знакомить с 18 лет, когда он уже в состоянии понять, что именно он ищет в религии, и самостоятельно выбрать определенную религию.

В целом обучение, по Руссо, должно идти в радости познания и иметь целью формирование личности высоконравственной, активной, самостоятельной, образованной и практичной.

Концепция Руссо легла в основу популярной в кон.19 – нач. 20 вв. концепции свободного воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: