Английский философ, общественный деятель и педагог. Автор эмпирико-сенсуалистической концепции образования, во многом повлиявшую на новации в образовании в то время. «Опыт о человеческом разуме».
Знания, идея Бога, нравственные правила не врожденны. Они приобретаются в личном опыте через чувственное восприятие и работу мышления. Все идет из опыта «внешнего» (органы чувств) и «внутреннего» (рефлексия, акт познания). Дети изначально, от природы равны. Имущественное и социальное неравенство возникает вследствие внешних обстоятельств, воспитания. С помощью ассоциаций образы соединяются и формируется человеческий опыт.
В трактате «Мысль о воспитании» Локк предлагает программу воспитания джентльмена (концепция «Воспитание джентльмена»), делового человека новой эпохи и нового общества.
Следует совмещать традиции и новации, т.е. элементы светского воспитания (фехтование, верховая езда, танцы) и элементы «делового» практического обучения (право, этика, история, бухгалтерия, стенография, естественные дисциплины). «Джентльмен» обязательно должен осознавать свою гражданскую ответственность, проявлять интерес к изучению того, в чем он мог бы быть полезен своей стране.
|
|
Вначале следует обучать чтению и письму. Затем развивать мелкую моторику руки и наблюдательность (например, через рисование). Затем обучать стенографии, религии, иностранным языкам, а также математике и естественно-научным дисциплинам.
Особое значение Руссо придавал специально подобранной литературе для самостоятельного чтения по различным предметам («Это составляет последний шаг в совершенствовании разума»).
Подчеркивал важность осознанности и самостоятельности приобретения знаний.
Особенности системы Дж. Локка:
1.
Целостный подход к обучению и воспитанию ребенка на основе единства его физического и умственного развития.
2.
Гуманное отношение к ребенку.
3.
Ценность ранней профессионализации
4.
Прагматизм в содержании образования, ориентация на социальный заказ.
5.
Рационализм, запрограммированность образовательного процесса.
6.
Построение обучения на основе пробуждения интереса к предметам, а также на основе стремления детей к свободной и разнообразной деятельности (игра, например).
7.
Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
8.
Формирование самооценки и привычки к учебе как основы социального и научного прогресса.
9.
Развитие нравственного сознания через убеждение, примеры с последующим их повторением.
10.
Значение смены интеллектуального и физического труда.