Тлеугабылова К.С.,. ст. преподаватель кафедры «История Казахстана»

ст. преподаватель кафедры «История Казахстана»

Карагандинского государственного

технического университета

Для молодой, независимой Республики Казахстан, ставшей полноправным субъектом и фактором международных отношений, чрезвычайно важно ведение внешней политики, которая вовремя улавливала вызовы окружающей международной системы и достойно отвечала бы им, ставя во главу угла национальные интересы страны. Принцип «политика должна быть реалистичной» актуален сегодня как никогда. Выработка реалистичной внешней политики требует знания закономерностей окружающего мира, тенденций всемирного развития и международных отношений. Внешнеполитический курс, учитывающий перипетии международной среды, может при первой необходимости адаптировать наше государство к любым условиям «турбулентных международных отношений».

С провозглашением государственного суверенитета перед руководством страны встала, прежде всего, задача конституирования нового государства на международной арене через вступление в ООН и другие универсальные международные организации, а также определения места Казахстана в системе международных отношений с учетом геополитических и экономических реалий такого сложнейшего региона, как Центральная Азия, региона, соседствующего с огромным Китаем, экономически, политически и культурно тесно связанным с Россией и одновременно являющимся частью неспокойного исламского мира. Кроме того, необходимо было также найти решение такой сложной проблемы, как судьба части советского ядерного потенциала, находившейся на территории бывшей Казахской ССР.

Геополитическое положение Республики, экономические и военно-политические интересы определили место Казахстана в системе международных отношений как государства, заинтересованного в создании с сопредельными странами взаимоотношений добрососедства на принципах взаимной безопасности, уважения суверенитета и территориальной целостности.

Многовекторная внешняя политика Казахстана, появившаяся на заре независимости, смогла поспособствовать укреплению суверенитета и государственности, вхождению страны в систему международных отношений и мирохозяйственных связей. Сегодня она приносит немалые дивиденды республике, выражающиеся в поддержке и поощрении мирового сообщества. И именно многовекторная политика демонстрирует наибольшее влияние внешних факторов на процесс формирования внешней политики отдельно взятой страны.

В последнее время Казахстан привлекает к себе внимание происходящими в его внешней политике переменами, которые стали особенно очевидными в конце 2006 - начале 2007 годов. Официально провозглашенная около десятилетия назад «многовекторность» внешнеполитического курса все более наполняется реальным содержанием, свидетельствующим о появлении в центрально-азиатском регионе, да и на всем постсоветском пространстве, нового самостоятельного субъекта, весьма искусно проводящего независимую и сбалансированную политику.

За годы своего существования как независимого государства Казахстан прочно вошел в систему международных отношений, выработал собственную внешнюю политику, сформулировал определенные внешнеполитические доктрины. Так, в первой половине 1990-х годов руководством страны была выдвинута концепция «Евразийского моста», которая обозначила географическую, культурную, историческую и цивилизационную принадлежность Казахстана как к Европе, так и к Азии. В дальнейшем, со второй половины 1990-х, эта концепция трансформировалась в так называемую доктрину «многовекторной дипломатии», ставящей своей целью проведение внешней политики на всех важных для республики направлениях, включая Центральную Азию, СНГ, Европу, Азиатско-Тихоокеанский регион, мусульманский мир и индустриальные державы.

Сегодня ключевым аспектом для Казахстана является обеспечение региональной и международной безопасности. Свою политику в этой сфере республика проводит не только на двустороннем, но и на многостороннем уровне – в рамках таких организаций, как ШОС, ООН, ОБСЕ и НАТО.

В современной науке о международных отношениях общепризнано, что существование глобальной международной системы накладывает свой отпечаток на всю международную жизнь и внешнюю политику отдельно взятых стран. Наряду с этим имеет место заметный интерес к региональным международным системам, которые по мере усиления темпов глобализации приобретают огромное значение и тяготеют в сторону самодостаточности и независимости от планетарной системы. Набирающий темпы регионализм сегодня является одной из основных тенденций развития современного мира.

Для Казахстана региональная международная система означает сочетание нескольких региональных подсистем. Центрально-азиатский регион в данном случае выступает в качестве субрегиональной системы. Важное значение имеет принадлежность Казахстана к постсоветскому (евразийскому) региональному пространству. Также страна постепенно интегрируется в азиатскую макрорегиональную систему. По цивилизационным параметрам Республика Казахстан принадлежит к тюркскому мезорегиону и исламскому макрорегиону. При реализации региональной политики республики должна учитываться данная кластерность, с тем чтобы четко определить приоритеты среди равнозначных направлений в интересах дальнейшего продвижения интеграционных процессов с участием Казахстана.

Регионализм дает возможность таким новым субъектам международных отношений, как Казахстан, не остаться на задворках мировых процессов, а быть втянутым в самую гущу международных событий. Через региональную интеграцию средние и малые страны получают шанс создать полюс международных отношений и иметь свой голос при решении узловых проблем современности, тем более, что в последнее время многие регионы приобретают «геоэкономические» черты. Казахстан занимает одно из центральных мест в прикаспийском геоэкономическом регионе, который уже давно стал объектом мировой геоэкономической конкуренции за нефтегазовые ресурсы. Реальная экономическая интеграция в рамках СНГ и ЦАР даст возможность государствам-участникам не стать жертвой геоэкономической войны за ресурсы, получать свою долю в мировом доходе и дивиденды за свои «сырьевые вложения» в мировую экономику.

География международных связей нашей республики охватывает практически все континенты. У Казахстана сложились прочные и доверительные отношения с Россией, чему способствуют личные отношения Президентов РК и РФ. Россия - естественный партнер Казахстана как в структурах сотрудничества на постсоветском пространстве (ЕврАзЭс, ОДКБ), так и в двусторонних отношениях. На международной арене Казахстан и Россия часто выступают вместе и, как показывает практика, могут решать самые сложные вопросы. Усилия Казахстана и России позволили найти решение «каспийской проблемы». Казахстан сотрудничает с Россией в топливно-энергетическом комплексе, в космосе, в военно-технической сфере, в науке, в области высоких технологий.

Казахстан связывают устойчивые и разносторонние отношения с Европой и США. Можно сказать, что Казахстан - единственная страна в Центральной Азии, которую Запад воспринимает в качестве равного партнера как в экономической, так и в политической сфере. В республике обеспечены надежные условия работы иностранных инвесторов, складываются разносторонние отношения с международными организациями, в первую очередь, с ООН, ОБСЕ. Казахстан выстроил нормальные отношения с Китаем. Между странами решены пограничные вопросы, нормально развиваются экономические связи. Более того, Казахстан и Китай - партнеры в обеспечении региональной безопасности. Казахстан активно участвует в ШОС, поддерживает политику КНР в отношении «трех зол» (сепаратизм, экстремизм, терроризм). Положение Казахстана на южном направлении во многом связано с обеспечением стабильности в регионе. Традиционно республика поддерживает добрые отношения с соседями Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном. Но не только. Казахстан оказывает поддержку новому правительству Афганистана, развивает плодотворные отношения с Ираном. Важно отметить, что особое положение Казахстана в Центральной Азии и на постсоветском пространстве, стабильность политической и экономической жизни, успехи в борьбе с международным экстремизмом во многом связаны с успехами в построении многовекторной системы отношений с Россией, Западным миром, Китаем, странами Южной Евразии. Казахстан, в силу своей собственной стабильности и участия в обеспечении международной безопасности, является государством, которое играет ключевую роль в политическом процессе в Центральной Азии и может выступать медиатором интересов основных игроков в этой части Евразии.

Таким образом, оценивая место и роль Казахстана в системе международных отношений, можно констатировать, что внешняя политика Республики Казахстан, основанная на доктрине многовекторности, позволила государству достаточно быстро войти в мировое сообщество и превратиться во влиятельного регионального лидера. При этом Казахстану удалось избежать «провинциализма» в политике и выйти на уровень мировых внешнеполитических инициатив, добиться признания как со стороны крупных мировых держав, так и международных и региональных организаций.

Список литературы

1. Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. Алматы, 2003.

2. Далаева Т. Т. Из истории международных связей Казахстана // История Казахстана в школе и в вузах. Астана, 2002. № 4.

3. Сарсекеев М. Национальные интересы и внешняя политика Казахстана // Евразийское сообщество. Алматы, 2002. № 1.

4. Шаймаков Г. Внешнеполитическая деятельность Республики Казахстан в международных организациях. Алматы, 2002.

Казахстан и идея ЕврАзЭС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: