Абдрахманова А.А

ст. преподаватель кафедры «История Казахстана»

Карагандинского государственного

технического университета

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - это наиболее эффективно и динамично развивающаяся интеграционная структура на постсоветском пространстве, призванная обеспечить процветание стран объединения путем всестороннего развития взаимовыгодного сотрудничества и формирования единого экономического пространства.

ЕврАзЭС обладает юридическим статусом, позволяющим ему вступать во взаимодействие с другими субъектами международного права. Представляя и защищая интересы государств сообщества, ЕврАзЭС способствует выходу наших стран на международные торговые рынки и заключению взаимовыгодных договоров с третьими странами и их объединениями.

Данная международная организация наделена функциями, связанными с формированием общих таможенных границ входящих в нее стран, выработкой единой внешнеэкономической политики, координацией подходов при интеграции в мировую экономику и согласованием социально-экономических преобразований при эффективном использовании их потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов. ЕврАзЭС как инструмент реализации раннее намеченных целей и задач должно дать новый импульс экономическому взаимодействию и в конечном итоге росту благосостояния наших граждан.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 года в Астане главами государств Казахстан, Беларусь, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В Договоре заложено решение следующих задач:

а) в области внешнеторговой и таможенной политики – завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа; выработка согласованной позиции во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями; введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля; создание механизма эффективного функционирования платежно-расчетных отношений; создание общей унифицированной системы таможенного регулирования; обеспечение экономической безопасности на внешних границах сообщества; укрепление и обустройство внешних границ.

б) в области экономической политики – проведение согласованной структурной политики экономик; разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития; создание общей платежной системы; обеспечение взаимодействия валютно-финансовых систем; создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности; формирование общего рынка транспортных услуг, единой транспортной системы и общего энергетического рынка;

в) в социально-гуманитарной области – гармонизация национальных систем образования, развитие науки и культуры, национальных систем обеспечения минимальных социальных стандартов;

г) в правовой сфере – сближение и гармонизация национальных законодательств, создание механизма согласованного принятия национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государствами-членами по вопросам, затрагивающим обязательства сторон в рамках ЕврАзЭС; синхронизация сроков выполнения внутригосударственных процедур по договорам, заключенным в рамках ЕврАзЭС; обеспечение взаимодействия правовых систем государств-участников с целью создания общего правового пространства в рамках сообществ.

ЕврАзЭС в отличие от аналогичных формирований стал результатом политического решения, направленного на перспективу. Как считают эксперты, потенциал развития структуры высок, хотя экономические контакты странами ЕврАзЭС не достигли еще своего пика. Пока основные проектыосуществляются на уровне крупных корпораций и финaнсово-промышленных групп, нередко с государственным участием. Здесь многое достигнуто и многое предстоит еще сделать. Так, Президент РК Н.А.Назарбаев, выступая на Евразийском экономическом форуме, обозначил пять ключевых проблем интеграции в рамках ЕврАзЭс. Он обратил внимание на то, что «сообща мы обладаем более существенными преимуществами, которые способны нивелировать наши слабости, усилить конкурентоспособность» продукции стран-членов сообщества на мировых рынках. Президент Республики Казахстан указал на необходимость совместной разработки и последовательного осуществления единой, выгодной для всех стран ЕврАзЭС политики выхода на мировые рынки в энергетической сфере. Здесь роль, по мнению Главы государства, должна принадлежать созданию инфраструктуры энергетики, то есть строительству и развитию газопроводов, морских портов и терминалов с одинаковыми тарифными ставками, выгодными для всех участников - членов ЕврАзЭС. Говоря о транзитном потенциале, Н.А.Назарбаев отметил отсутствие «координированной политики между странами ЕврАзЭс. По экспортным оценкам, уже сегодня грузопотоки между Европой и Азией составляют порядка 100 миллионов тонн и будут быстро нарастать. Поэтому, как считает Н.А.Назарбаев, здесь «необходима мощная, выгодная всем скоординированная политика, чтобы оттянуть большую часть этого потока на себя». Президент отнес к проблемам интеграции «постепенно утрачиваемые плюсы взаимной кооперации и снижение удельного веса взаимной торговли».

К этим большим проблемам, которые предстоит решить ЕврАзЭС, вплотную примыкает и другая, менее значимая, но очень важная задача. Странам участницам сообщества предстоит активизировать малые и средние экономические структуры, без которых интеграционные процессы будут неполными. Сегодня ЕврАзЭС практически копирует ситуацию национальных экономик, где оживление и рост начинается с крупных корпораций, тогда как сфера малого и среднего бизнеса пока не достигла необходимого развития. Так что будущее ЕврАзЭС во многом зависит и от того, насколько будет развита сфера малого и среднего предпринимательства в экономиках стран-участниц и какую долю этот сектор займет в экономике в целом.

В рамках Стратегии развития страны Главой нашего государства Н.А. Назарбаевым поставлена цель – войти в ближайшее десятилетие в число 50-ти наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся стран мира. И эта цель вполне достижима. Начиная с 2000 года, среднегодовой рост нашей экономики составляет 10%, а ВВП на душу населения увеличился более чем на 40%. Высокие темпы роста экономики позволяют нам уже в 2008 году рассчитывать на двукратное увеличение ВВП по сравнению с 2000 годом, а к 2015 году добиться его троекратного роста.

Решая проблемы повышения конкурентоспособности, вхождения в ВТО, индустриально-инновационного развития, Казахстан ориентируется на опыт и потенциал ЕврАзЭС, соотнося свои планы с планами партнеров по этому объединению. Важнейший принцип для республики – стремиться к такому уровню интеграции, который будет реально взаимовыгодным и станет способствовать экономическому росту всех стран Сообщества.

Очевидно, что успешное развитие Сообщества невозможно без собственной законодательно-нормативной базы, без стремления к максимальной гармонизации и унификации национальных законодательств. Это одно из непременных условий эффективной интеграции.

В этом направлении успешно действует Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС, ведущая активную работу по сближению и гармонизации национальных законодательств. Нельзя не оценить ее вклад в формирование единых таможенных тарифов и единой системы мер нетарифного регулирования, в установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступу на внутренние рынки, в формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы и во многие другие нормативно-правовые основы развития интеграционных процессов.

Межпарламентской Ассамблеей во всех основных сферах правоотношений было подготовлено и принято 34 модельных закона, 22 типовых проекта законодательных актов, 39 рекомендаций и предложений. Разработан ряд приоритетных Концепций Основ законодательства, устанавливающих единые для государств-членов ЕврАзЭС начала правового регулирования в различных сферах экономических и гуманитарных отношений – транспортного законодательства, законодательства об энергетике, таможенного и бюджетного законодательства, законодательства об образовании.

За прошедшее время в рамках Евразийского экономического сообщества заключено 93 международных договора. По 74 из них выполнены внутригосударственные процедуры, в частности, проведены процедуры ратификации, в связи с чем они вступили в юридическую силу. Только в течение 2006 года подписан ряд соглашений, в том числе соглашения о введении единого товарного знака на продукцию, произведенную в странах ЕврАзЭС, что упрощает транзит для перевозчиков товаров, и о сотрудничестве по организации интегрированного валютного рынка. Законодательные органы стран Сообщества, осуществляя свою деятельность, все шире контактируют друг с другом и в связи с этим сверяют ее с деятельностью МПА ЕврАзЭС.

Эта работа проводится и в Казахстане, где особое внимание уделяется совершенствованию законодательства на основе единых принципов правового регулирования. При рассмотрении проектов законов Парламент Республики Казахстан делает специальный акцент на использовании в них основных положений и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС. Предложения, рекомендации Ассамблеи нашли полное или частичное отражение во многих законах нашей страны, в том числе в законах: «О частном предпринимательстве», «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», «Об электроэнергетике», «О государственной поддержке инновационной деятельности», «О техническом регулировании», «О борьбе с терроризмом», «Об экспортном контроле», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», в Таможенном кодексе Республики Казахстан и других правовых актах.

Модельный закон «Об инновациях» был использован при принятии Парламентом Республики Казахстан Закона «О государственной поддержке инновационной деятельности». Он предусматривает обеспечение реализации Стратегии индустриально-инновационного развития, ускорение темпов и повышение качественной стороны развития нашей экономики через ее диверсификацию, преодоление ее сырьевой направленности, создание и развитие новых высокотехнологичных производств. Им устанавливаются правовые, экономические и организационные основы стимулирования инновационной деятельности в Казахстане и определяются меры по ее государственной поддержке.

В одном из главных законодательных актов – Бюджетном кодексе Республики Казахстан – закреплены единые принципы, определяемые Концепцией Основ бюджетного законодательства государств – членов ЕврАзЭС.

Таким образом, помимо модельного законодательства, в своей законотворческой деятельности Парламент Республики Казахстан использует и концепции Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС и ее рекомендации. Следует отметить, что депутаты Парламента Республики Казахстан активно участвуют во всех мероприятиях МПА ЕврАзЭС: в работе ее постоянных комиссий, в конференциях и семинарах, в творческих обменах опытом.

В национальном законодательстве нашли отражение нормы отдельных модельных законов, разработкой которых занималась казахстанская сторона. Так, МПА ЕврАзЭС возложила на Парламент Республики Казахстан обязанность разработки «Основ налогового законодательства», «Основ законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Казахстанская сторона была определена в качестве основного разработчика также в сфере таможенной, внешнеторговой политики и в социально-гуманитарной. Это относится к «Общим принципам организации и функционирования валютных рынков», «Основным принципам торговли услугами», «Основам законодательства об образовании», модельному закону «О лекарственных средствах».

В нашей стране особое внимание уделяется вопросам совершенствования таможенного законодательства. Наш Таможенный кодекс введен даже немного раньше законопроектных предложений МПА. В нем учтен опыт таможенного законодательства государств – наших основных торговых партнеров, а также других стран, основные стандарты и правила Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур.

Еще в 2004 году главы государств ЕврАзЭС утвердили приоритетные направления развития Сообщества на последующие годы, в том числе в отношении формирования таможенного и транспортного союзов, энергетического рынка, сотрудничества в социально-гуманитарной сфере.

Необходимым условием реального Таможенного союза является построение Транспортного союза, поскольку без транспортной инфраструктуры нельзя обеспечить свободного перемещения товаров, услуг, капитала, людей. Государства-члены ЕврАзЭС в силу своего географического положения обладают значительным транзитным потенциалом. Но этот потенциал в полном объеме не реализован. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, объем перевозок грузов в среднем по СНГ за время после 1991 года вырос приблизительно лишь на одну треть. В странах – членах ЕврАзЭС этот рост еще меньше (за исключением Казахстана, где он увеличился на 61%). Лишь выработав единые подходы к таможенным правилам и транспортным тарифам в рамках ЕврАзЭС, наш потенциал можно использовать в полной мере.

Ключевую позицию в мировом развитии занимают и вопросы энергетики и энергетической безопасности. Не является исключением и Евразийское экономическое сообщество. От того, насколько взвешенно, прагматично, рационально мы будем подходить к вопросам развития энергетической сферы, организации цивилизованных отношений и цивилизованной торговли энергоресурсами внутри Сообщества, будет зависеть не только уровень нашей интеграции, но и прочность наших межгосударственных отношений вообще. Пока необходимых подходов в этой сфере мы еще не достигли. Между отдельными странами, входящими в Сообщество, периодически возникают недоразумения по вопросам торговли энергоносителями и их транспортировки. Но, как представляется, эти вопросы хоть и крайне сложны, но решаемы при наличии доброй воли. Заинтересованность в этом демонстрируют все главы государств ЕврАзЭС и СНГ. Относительно недавно ими была поддержана идея создания общего энергетического рынка в рамках Сообщества, рассмотрены вопросы развития водно-энергетического сотрудничества в Центральной Азии, а также взаимодействия в области атомной энергетики.

В этой связи нужно отметить, что в Казахстане при разработке закона «Об электроэнергетике», направленного на обеспечение надежного и стабильного функционирования электроэнергетического комплекса Республики и защиту прав участников рынка электрической и тепловой энергии, учитывались Концепция Основ законодательства об энергетике государств-членов ЕврАзЭС и законопроектные предложения по Основам законодательства ЕврАзЭС по энергетике.

Флагманы интеграции – инновации и молодежь. За последние годы евразийская идея воспринята многими интеллектуалами постсоветских стран. Создан Евразийский клуб ученых. На формирование общего информационного пространства работают Евразийский Медиа-форум и Евразийская академия телевидения и радио, образовательного – Евразийская ассоциация университетов. Сегодня задача государства – наращивать богатое интеллектуальное наследство и использовать накопленные знания для инновационного развития всего региона. Чрезвычайно важное значение, особенно на нынешнем этапе, приобретает третье – культурно-гуманитарное измерение евразийской интеграции. К числу основных относится и вопрос об унификации законодательных актов по вопросам образования. Принятая в 2004 году Концепция Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании, имея целью установление общих начал правового регулирования в сфере образования, поставила задачу сформулировать общие принципы государственной политики в этой области и унифицировать государственные образовательные стандарты. Поэтому в Законе Республики Казахстан «Об образовании» система общего и профессионального образования корреспондируется с едиными образовательными программами, рекомендованными данной Концепцией.

Законотворческий опыт Европейского союза и многих стран мира в сфере экологии, а также рекомендации авторитетных международных организаций, модельный Экологический Кодекс, разработанный МПА СНГ, учтены при разработке экологических законов Казахстана, сформировавших Экологический Кодекс Республики. Кодекс отражает подходы к комплексному решению проблем экологии и экологической безопасности, предусматривает бережное, рачительное отношение к природным ресурсам, новые стандарты в экологических требованиях, усиливает систему государственного контроля в этой сфере.

Именно высокий уровень взаимодействия и интеграция наших стран в объединениях различной направленности позволяют нам достойно отвечать на вызовы современного мира. Мы сейчас способны на реализацию евразийского инновационного прорыва, формирование сбалансированного евразийского рынка, использование гуманитарного ресурса для достижения высокого уровня развития наших стран.

Несмотря на позитивные достижения, в деятельности ЕврАзЭс имеются и проблемы, пути преодоления которых были предложены Президентом страны Н.А. Назарбаевым:

1. Скорейший переход к инновационному развитию. Мы должны оказать поддержку научному сообществу в реализации этой задачи. Именно поэтому 2010 год объявлен в СНГ Годом науки и инноваций. Необходимо развивать взаимодействие деятелей науки в рамках Евразийского клуба ученых. Центр высоких технологий и Евразийский Банк новых технологий должны быть открыты к сотрудничеству со всеми заинтересованными исследовательскими центрами на пространстве СНГ.

2. Надо совместными усилиями вывести на новый качественный уровень сферу образования – на деле создать единое евразийское образовательное пространство. Так, Казахстан уделяет приоритетное внимание подготовке специалистов высшей квалификации. Только в рамках программы «Болашак» мы ежегодно отправляем до трех тысяч студентов в ведущие учебные заведения мира. В настоящее время в России проходят обучение 422 стипендиата программы, в Украине – 28. Всего же в России учатся более 12 тысяч казахстанцев. Казахстанские вузы, в свою очередь, открыты для студентов из стран СНГ. Для граждан Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана мы ежегодно выделяем квоты на обучение. В Европейском союзе огромной популярностью пользуется программа «Эразмус Мундус». Она направлена на развитие сотрудничества в сфере высшего образования и свободы передвижения студентов и аспирантов. Мы можем создать аналог подобной программы для Евразийского пространства. Она могла бы носить имя Льва Николаевича Гумилева. Наверное, можно было бы реализовать идею создания в ведущих вузах стран СНГ «евразийских кафедр», которые могли бы объединять ученых и студентов, специализирующихся по данному направлению. Необходимую методическую помощь коллегам может оказать Евразийский Национальный университет. Как утверждал классик: «Хотя мир в целом движется вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала».

3. Особое внимание стоит уделить работе с молодежью.

Без усилий на этом направлении новое поколение наших граждан может утратить связующую нить, которая сближает наши народы. Мы не должны этого допустить. Тем более, 2009 год объявлен Годом молодежи СНГ. Необходимо на системной основе поддерживать различные формы молодежных обменов между нашими стран, взаимодействие между молодежными организациями и молодежными лидерами. Почему бы не начать преподавать в наших университетах языки народов СНГ? Ведь это богатейший пласт культуры всего евразийского пространства, который, надеюсь, сохранят поколения, идущие за нами!

4. Нельзя забывать о формировании на основе общих ценностей культурного и языкового многообразия единой евразийской идентичности. Это значит – продвигать различные культурные проекты евразийского измерения: фестивали, мастер-классы, выставки, конференции. Особое значение имеет общая забота об укреплении высших духовных и нравственных ценностей в наших обществах. Для этого следует создавать диалоговые площадки для встреч представителей соответствующих объединений.

5. Необходимо максимальное обеспечение свободы передвижения граждан наших стран. В свое время Казахстан выдвинул инициативу «Десять простых шагов навстречу простым людям». В ближайшее время мы должны предпринять все необходимые меры для того, чтобы снять препоны для свободного взаимодействия народов наших государств. Это вроде бы элементарные, но на деле важные для каждого отдельного гражданина наших стран факторы: свободное пересечение границ, доступ к источникам информации, образовательным и медицинским услугам всех стран.

Для Казахстана интеграция в рамках ЕврАзЭС – наиболее перспективный путь развития. Международная интеграция оказывает положительное воздействие на темпы экономического развития, обеспечивает выгоды от участия в международной торговле и свободном передвижении факторов производства, экономит на масштабах производства и, как следствие, сокращает издержки, способствует росту производительности труда и эффективности производства в результате углубления специализации и международного разделения труда, конкуренции и непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе, обеспечивает более полное освоение природных ресурсов вследствие привлечения иностранных инвестиций, укрепляет международное сотрудничество в области создания центров высоких технологий, обеспечивающих технологический прорыв при организации новых производств и индустриально-инновационное развитие страны.

Следует обратить внимание на то, что самая совершенная политическая и экономическая инфраструктура интеграции обречена на недееспособность, если она не подкреплена энергией активных личностей. Именно она связывает государства тысячами прочных нитей. Сохранить и развивать эту энергию – наша главная задача. Основанное на равенстве, добровольности и прагматичном интересе, Евразийское сообщество может стать глобальным фактором мировой экономики и политики XXI века.

Список литературы

1. Р. Жалимбетова. Труд в Казахстане: Проблемы. Факты. Комментарии. 2003. № 3.

2. Исмаилова А.С. ЕврАзЭС - итоги социально-экономического развития в условиях интеграции: Общественно-политическая литература // АльПари. 2004. № 4.

3. Куанышева А. Дальнейшие перспективы ЕврАзЭС: Научное издание // Қазақстан жоғары мектебі // Высшая школа Казахстана. 2005. № 4.

4. Султанов Б. Казахстан и институты международного сотрудничества: Научное издание // Евразийское сообщество. 2006. № 4.

Казахстан и вопросы

национальной безопасности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: