Макалаков Т.Ж

ст. преподаватель кафедры «История Казахстана»

Карагандинского государственного

технического университета

Национальная безопасность есть основа государственной политики. Поэтому одной из главных забот любого государства является защита национального суверенитета, независимости и территориальной целостности. И в этом смысле Республика Казахстан не исключение.

Вопрос национальной безопасности является на сегодняшний день актуальной темой. После обретения Республикой Казахстан государственной независимости и признания за ней всех полномочий, вытекающих из ее международной правосубъектности, перед новым независимым государством встала проблема обеспечения национальной безопасности. Решение этой проблемы было признано главным стратегическим приоритетом. В этой связи республике необходимо было определиться со своими национальными интересами в современных международно-правовых отношениях. Казахстану в такой ситуации предстояло: опираться либо на систему безопасности, созданную бывшим СССР, которая все меньше отвечала политическим и правовым требованиям времени, либо использовать существующий международный опыт, или же выработать совершенно новые подходы, которые диктовались спецификой его геополитического положения. Сегодня со всей очевидностью можно сказать, что был выбран третий путь с использованием элементов двух остальных. Это свидетельствует о том, что Казахстан видит себя не только неотъемлемой частью всеобъемлющей системы международной безопасности, но и призван как суверенное государство, в рамках этой системы, реализовать совокупность политических, экономических, социальных и других собственных потребностей не в ущерб другим государствам.

За годы независимости в Казахстане проделана огромная работа по созданию системы обеспечения национальной безопасности страны. Усилиями казахстанской дипломатии был закреплен многовекторный внешнеполитический курс, ставший основой внешней безопасности Казахстана. Наши главные активы в этой сфере – провозглашение безъядерного статуса и гарантии безопасности Казахстана от ядерных держав, «шанхайские» соглашения, делимитация границы с Китаем, соглашения с Россией по Каспийскому морю, начало практической реализации идеи СВМДА, развитие дружеских и конструктивных отношений с соседними и другими странами мира. В целях обеспечения военной и внутренней безопасности в Казахстане были созданы силы обеспечения национальной безопасности: вооруженные силы, правоохранительные органы, спецслужбы. Внутри страны были сохранены внутриполитическая стабильность, этническое понимание. Центральным вопросом проблемы обеспечения национальной безопасности Казахстана является создание соответствующей правовой основы. В этом смысле разработка и принятие специальной законодательной базы и участие республики в международных договорах должны регулировать и в отдельности, и в комплексе надлежащее обеспечение как внутренних, так и внешних аспектов ее национальной безопасности. Без четкого осознания национальных интересов и возможных угроз национальной безопасности нельзя строить реальную внешнюю политику.

За эти годы была создана правовая база для обеспечения безопасности, основывающаяся на Законе «О национальной безопасности», других важных законодательных и нормативных актах. Большое значение для национальной безопасности страны имело принятие в 1997 году Стратегии «Казахстан – 2030». Как известно, в этом документе национальная безопасность была провозглашена первым приоритетом долгосрочного развития страны. В 1999 г. в Казахстане впервые была утверждена Стратегия национальной безопасности на 1999-2005 гг. Разработка и принятие этого документа было обусловлено следующими важными моментами.

Во-первых, необходимо было обобщить опыт работы по обеспечению стабильности и безопасности страны в предшествующие годы и на этой основе конкретизировать основные положения первого приоритета Стратегии «Казахстан – 2030».

Во-вторых, выработка стратегического документа по вопросам безопасности диктовалась осложнением ситуации в регионе. При этом необходимо было вычленить наиболее острые из них, с тем, чтобы эффективно распределить средства и силы для противодействия этим вызовам. Время, прошедшее с момента принятия Стратегии национальной безопасности, показало правильность такого подхода. Это позволило Казахстану принять действенные меры, сконцентрировав необходимые ресурсы государства на наиболее опасных в нынешней ситуации направлениях, например, по противодействию терроризму, экстремизму, распространению наркотиков.

В-третьих, в условиях, когда мир сталкивается с новыми, более масштабными вызовами безопасности, перед Казахстаном встала задача по-новому идентифицировать себя в современном мире, выработать новые подходы к обеспечению своей безопасности. Развитие как отдельных стран, так и мира в целом наглядно показало, насколько сложным становится само понятие безопасности. Это уже не просто военно-политическая категория. На сегодняшний день существуют угрозы безопасности, связанные с целевым воздействием на экономический потенциал, социальное развитие, на информационное пространство, экологию и другие сферы отдельной страны и целой группы государств. Поэтому предложения Президента РК Н.А. Назарбаева по поводу создания коллективной, международной безопасности, высказанные еще в начале 2000 г., по-прежнему остаются актуальными.

Таким образом, в современных условиях национальная безопасность оказывается зависимой от целого ряда факторов, имеющих геополитическое и региональное, экономическое и социально-политическое, этническое и культурное, информационное и экологическое, а также многие другие измерения. А значит, решение проблем безопасности сегодня состоит не только в увеличении военного и оборонного потенциала той или иной страны. В большей степени, чем прежде, национальная безопасность зависит от процессов реальной интеграции страны в мировые и региональные системы безопасности, от обеспечения устойчивости экономического развития, сохранения стабильности внутриполитических процессов, противодействия угрозам в информационной сфере и т.д. Стабильность системы безопасности регионов и страны в целом зависит от многих факторов.

Все это было отражено в Стратегии национальной безопасности Казахстана на период 1999-2005 гг. В этом документе были проанализированы возможные угрозы и предусмотрены меры по их предотвращению в шести наиболее важных сферах – внешней, военной, экономической, социально-политической, экологической и информационной безопасности. В целом такой комплексный подход к вопросам обеспечения безопасности страны позволил придать деятельности государственных органов в этой сфере системный и последовательный характер. Принятие Стратегии национальной безопасности явилось отправной точкой нового этапа в укреплении национальной безопасности Казахстана в конце 90-х годов ХХ века. Сегодня можно с большей долей уверенности говорить о правильности расставленных приоритетов.

Следующим важным шагом в этом направлении стала разработка и принятие в 2000 г. новой Военной доктрины Республики Казахстан.Первая Военная доктрина Казахстана, как известно, была принята в 1993 г. В тех условиях она была ориентирована на формирование системы обеспечения военной безопасности на этапе становления суверенного государства. Наряду с другими законодательными и нормативно-правовыми актами она сыграла свою положительную роль в создании Вооруженных Сил и обеспечении военно-политической безопасности страны. Для дальнейшего развития и совершенствования системы национальной безопасности страны необходимо было создавать новую военную доктрину. Ее главными задачами стали:

1.Анализ стремительных изменений в средствах, методах и характере военных действий, произошедших за последние годы в мире. Казахстану необходимо не только анализировать мировые изменения, но и адаптироваться к ним.

2.Учет глобальных изменений геополитического характера. Это, в первую очередь, рост числа локальных конфликтов по всему миру. Особую опасность вызывал тот факт, что некоторые вооруженные конфликты происходили в непосредственной близости от наших границ. Несмотря на усилия мирового сообщества по нераспространению оружия массового уничтожения, в мире, вблизи границ Казахстана, появились новые ядерные государства, обладающие средствами доставки дальнего радиуса действия. Все это надо было учесть в новой Военной доктрине и разработать четкую тактику действий всех имеющихся сил страны.

3.Адаптация военной организации государства к новым рыночным условиям, которые также повлияли на изменения в данной структуре.

Указанные моменты были учтены при разработке Военной доктрины на 1999-2005 гг. При этом был тщательно обобщен и использован опыт военного строительства в ряде зарубежных стран. В Военной доктрине впервые гармонично связана необходимость развития Вооруженных Сил с характером реальных военных угроз, основными тенденциями в военном искусстве и экономическими возможностями государства. Начиная с 2000 года Республика Казахстан провела серию крупномасштабных, командно-штабных и войсковых учений, на которых совместно с другими силовыми ведомствами были отработаны вопросы борьбы с незаконными вооруженными формированиями. В последнее время проводятся совместные военные учения с другими странами.

С 2001 г. существенно увеличился размер бюджетных средств, выделяемых для обороны страны. Это позволило провести необходимые преобразования, направленные на реализацию Военной доктрины, значительно укрепить боевой потенциал казахстанской армии. Сегодня техническое оснащение страны не уступает мировым аналогам, а в ряде аспектов намного превосходит соседние государства.

Проведение единой государственной политики по пресечению экстремизма и терроризма координируется в рамках специальной Межведомственной комиссии Совета Безопасности Республики Казахстан. В целом в стране реализован комплекс мер, направленных на противодействие этим угрозам. Можно условно разделить данный комплекс мер на четыре пункта.

Первый. На международном уровне Республикой Казахстан были предприняты шаги, направленные на объединение усилий с другими государствами в борьбе с экстремизмом и терроризмом.В частности, по инициативе Президента Казахстана Н.А.Назарбаева создан Антитеррористический центр государств-участников СНГ. Состоялись ряд заседаний Совета руководителей органов безопасности и спецслужб, Совета министров внутренних дел, Совета министров обороны Содружества, на которых рассмотрены проблемы борьбы с терроризмом и экстремизмом. В апреле 2000 г. был подписан Договор между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан «О совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности Сторон». Проведена работа по совершенствованию Договора о коллективной безопасности (ДКБ), превращению его в действенный механизм многостороннего сотрудничества в сфере безопасности. Продолжилась работа по использованию потенциала «Шанхайского форума» в борьбе с угрозами безопасности региона. Большое политическое значение имеет решимость пяти стран вести совместную борьбу с международным терроризмом и экстремизмом в регионе, подтвержденная рядом согласованных решений в ходе встречи глав государств этого международного форума летом 2000 г. в Душанбе. На встрече руководителей стран Центральной Азии в августе 2000 г. в Бишкеке Казахстан поддержал усилия Узбекистана и Кыргызстана по противодействию натиску боевиков, выдвинул ряд инициатив по организации совместного отпора проискам международного терроризма. Принятые базовые соглашения в конце 90-х - начале 2000-х гг. и по сей день успешно функционируют. В данной связи отрадно отметить, что немалая доля заслуги принадлежит Президенту РК Н.А. Назарбаеву.

За последние годы существенно укрепилось международное сотрудничество Республики Казахстан со странами дальнего зарубежья в области борьбы с терроризмом и экстремизмом. Так, в 2008-2009гг. казахстанские специалисты получили возможность обучения и передачи опыта в этой сфере в Великобритании, Египте, Израиле, Испании, США и Франции.

Второе. Реализованы мероприятия по оперативному прикрытию государственной границы.Так, на южном участке границе развернуты дополнительные части и подразделения Пограничной службы КНБ, выставлены более десятка новых контрольно-пропускных пунктов, а также дополнительные блокпосты. Было запланировано строительство 30-ти новых таможенных пунктов в Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской областях. Для прикрытия государственной границы Казахстана на южном участке создан Южный военный округ. Проведена огромная работа по комплектованию воинских подразделений современными видами связи и снаряжения, новейшей аппаратурой радиотехнической разведки.

Третье. Усилена оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов, а также профилактическая работа государственных органов по борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма. В этих целях укреплены территориальные органы КНБ в южных областях. В МВД сформировано антитеррористическое спецподразделение, в приграничных районах укреплены миграционная и дорожная полиция. Правоохранительными органами проведены мероприятия по обеспечению безопасности промышленных предприятий, объектов жизнеобеспечения, транспортных коммуникаций, аэропортов, воздушных судов. Взяты на учет и под строгий контроль все оздоровительные комплексы, пансионаты и другие места отдыха. Правоохранительными органами проводятся операции по выявлению и изъятию незаконно хранящегося огнестрельного оружия, пресечению его нелегального оборота. В 2008 г. государством была объявлена амнистия на сдачу огнестрельного оружия населением, которая дала положительные результаты в данном направлении.

За последнее время выявлено и обезврежено несколько незаконных религиозных организаций экстремистского толка, действовавших в ряде городов Казахстана. Деятельность некоторых религиозных объединений приостановлена в установленном законом порядке. В то же время в целях обеспечения конструктивного взаимодействия государства и религиозных объединений создан Совет по связям с религиозными объединениями как консультативно-совещательный орган при Правительстве республики. На региональном уровне также создаются аналогичные органы при Акимах областей, г. Алматы и г. Астаны.

Четвертое. Предприняты меры по усилению паспортного и визового контроля, а также контроля на всех видах транспорта международного сообщения. Так, в ноябре 1999 г. Правительством РК принято постановление о регулировании порядка въезда – выезда на территорию Республики Казахстан, которое предусматривает осуществление контроля со стороны МВД за пребыванием на территории Казахстана иностранных граждан. С целью ограничения каналов нелегальной миграции, контрабанды наркотиков и товаров временно приостановлено оформление виз на учебу в Казахстане граждан из стран так называемой «группы риска». Одновременно были приняты меры по упорядочению учебными заведениями страны международного обмена студентами, учащимися и преподавателями. Для пресечения каналов нелегальной миграции осуществлена проверка деятельности ряда туристических фирм. Разработана система мер по регулированию и контролю за туристическими и миграционными потоками, законодательно введено лицензирование туристической деятельности. Кроме того, был ужесточен паспортно-визовый контроль на морском, железнодорожном и автомобильном транспорте, введены ограничения на выполнение чартерных рейсов по отдельным направлениям. На начало 2000 г. это было вынужденной акцией со стороны казахстанского правительства. В последние годы в связи со стабилизацией обстановки в регионе по ряду пунктов были сделаны послабления.

Прошло 12 лет со времени принятия Казахстаном Стратегии развития «Казахстан – 2030». Как уже было отмечено выше, первым ее приоритетом является национальная безопасность. Из пяти задач, обозначенных Президентом страны, многое уже воплощено в жизнь. Установлены добрососедские отношения не только с государствами постсоветского пространства, но и с государствами дальнего зарубежья. Окончательно решены вопросы государственной границы, оснащение и защита которых проходит на должном уровне. Сегодня можно говорить о том, что деятельность по обеспечению национальной безопасности приобретает последовательный характер. В основе деятельности по обеспечению национальной безопасности заложен системный подход. Он предусматривает реальную оценку ситуации во всех важных сферах жизнедеятельности общества и определение наиболее опасных угроз с целью приоритетности работы по их устранению. Это тем более важно, что Казахстан как молодое независимое государство находится в ответственной, осевой точке своего исторического развития. Сделанное сегодня во многом определит наше развитие на десятилетия вперед. Поэтому от того, насколько глубоко и дальновидно мы будем просчитывать свои шаги в вопросах обеспечения национальной безопасности, насколько прагматичны и эффективны будут реализуемые меры, зависит будущее нашей страны.

Анализ внешнеполитической обстановки, прогнозы ее развития в регионе показывают, что развязывание конфликта высокой интенсивности против Казахстана в среднесрочной перспективе маловероятно, но это не значит, что Республика Казахстан может расслабиться и не готовиться к любым неожиданным потрясениям и катаклизмам. Как отмечал в Стратегии «Казахстан-2030» Н.А.Назарбаев, «в вопросах безопасности и целостности мы должны быть постоянно бдительными. Наши приветливость и гостеприимство, которые мы проявляем и будем проявлять, не являются синонимами простодушия и покорности».

Таким образом, давая оценку деятельности тех служб, которые призваны защищать границы нашего государства в частности и национальную безопасность в целом, можно говорить о высокой степени их подготовленности.

Список литературы

1. Арын. Р. З. Национальные интересы и национальная безопасность Казахстана// Евразийское Сообщество. 1998. № 2.

2. Ахметгалиев. Б. 10 лет: Казахстан и интеграция. Алматы, 2001.

3. Бакаев Л. Национальная безопасность Казахстана. Астана, 2000.

4. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1999.

5. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М.: Логос, 1998.

6. Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы: Билим, 1997.

7. Назарбаев Н.А. На пороге ХХI века. Алматы: Онер, 1996.

8. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. Алматы: Атамура, 2003.

Основные принципы

внешней политики Республики Казахстан


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: