Пересмотр теории

Думаю, что теория Фрейда имеет ряд ограничений. И применение ее моими студентами оправданно только в тех случаях, когда в раннем детстве в семье существовали какие-то проблемы. Скажем, когда отец отсутствовал или был безразличен к ребенку, когда мать была исключительно агрессивна, когда в семье имели место какие-то сексуальные проблемы - в этих случаях ситуация, по-видимому, может быть адекватно проинтерпретирована в таких терминах, как эдипов комплекс, идентификация, конфликт суперэго, защитные механизмы, страх кастрации и тому подобное.
С другой стороны, когда семейная ситуация достаточна нормальна и безопасна, интрепретации в рамках фрейдовской концепции кажутся надуманными и искусственными. И таким образом, в нашем исследовании, где около 60 процентов студентов использовали для интерпретации своих собственных случаев фрейдистскую модель, только 10 процентов из них имели на то достаточные основания и были убедительны в своих рассуждениях. В остальных 50 процентах случаев использование этой модели было надуманным и неоправданным.
Интересно было бы проанализировать и те проблемы, с которыми обращаются к консультанту. Если консультант или терапевт подходит к каждому клиенту или пациенту, будучи заранее настроенным на то, что его проблема должна быть рассмотрена с позиций фрейдовской теории, то он поможет лишь небольшому количеству своих клиентов, а в большинстве случаев окажется бесполезен.
Даже в тех случаях, когда фрейдистские интерпретации вполне оправданны, чрезмерная приверженность к ним может отвлечь специалиста от многих значительных обстоятельств. Скажем, он не будет обращать должного внимания на функциональную значимость религиозных и эстетических ценностей в современном мире, на способности и интересы, лежащие за пределами невротических проявлений, на осознанные планы клиента на будущее, на его "волю к смыслу" и экзистенциальное беспокойство о жизни в целом. Каждый, чья работа связана с руководством или преподаванием, нуждается в опоре на какую-то общую теорию природы человеческой личности (2). Боюсь, что на данном этапе преобладает тенденция черпать эмпирический материал для наших теорий из области заболеваний и отклонений. Довольно соблазнительно применять психиатрические понятия ко всем личностям, поскольку, эти понятия ясны, отчетливы и просты. На наших концептуальных знаменах - такие ставшие лозунгами понятия, как эдипов комплекс, нарушения поведения, диффузия идентичности, шизоидность, сублимация. Конечно, все эти понятия вполне адекватны в определенных случаях. Но теория личности, на которую будут опираться специалисты в области руководства и преподавания, должна включать и менее мрачные конструкты. Молодежь, какой бы невротизированной она ни была, занята осознанием реальности, своим образованием и скрытой борьбой с возникающими трудностями, с постепенным развитием самости, сопровождаемым множеством неудач и успехов, развитием совести, жизненных стратегий и стиля. Даже во время мучительного кризиса она ищет возможные способы консолидации своих целей и продолжения своего развития. Теория личности, адекватная целям руководства и преподавания, должна иметь в виду эти реально существующие обстоятельства. Кризисы в нормальном развитии личности важны, но еще более важным является постепенное становление уникального стиля жизни молодого поколения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: