Что значит становиться личностью

Когда я работал в Центре консультирования Чикагского университета, у меня была возможность работать с людьми, которые обладали широким кругом личностных проблем. Среди них был и студент, переживающий из-за возможного провала на экзаменах в колледже; и домохозяйка, недовольная своим замужеством; и человек, ощущающий, что он находится на грани нервного расстройства или психоза; и ответственный работник, который большую часть своего времени проводит, предаваясь сексуальным фантазиям, и не справляется с работой; и студент-отличник, успевающий лучше всех в группе, но парализованный убеждением в своей безнадежной несостоятельности; и родитель, уставший от поведения своего ребенка; и общительная девушка, впадающая в беспричинную черную депрессию; и женщина, которая боится, что любовь и жизнь проходят мимо нее, а ее успехи в учебе - лишь слабое утешение; и человек, убежденный в том, что все мощные злые силы объединились вокруг него. Я могу продолжить этот список, содержащий множество различных уникальных проблем, с которыми приходят люди. Это полнота жизненного опыта. Однако для консультанта нет ничего приятного в перечислении этих жалоб. Я знаю, что проблема, заявленная на первой беседе, не является той же самой через два-три часа, а к десятой беседе это будет уже совсем другая проблема или серия проблем.
Но тем не менее я приобрел уверенность в том, что вопреки этому приводящему в замешательство горизонтальному многообразию и вертикальным слоям различных затруднений скорее всего существует только одна проблема. Опираясь на опыт многих клиентов во время терапевтических отношений, которые мы пытаемся для них создать, я обнаружил, что каждый из них поднимает один и тот же вопрос. Под уровнем проблемной ситуации, на которую жалуется клиент - за сложностями с учебой, с женой, с работодателем, за собственным не поддающимся контролю странным поведением, за собственными пугающими чувствами, - лежит основной поиск клиента. Мне кажется, что где-то в глубине каждый человек задается вопросом: "Кто же я в действительности? Как я могу прикоснуться к этому истинному Я, лежащему в основе всего моего внешнего поведения? Как я могу стать собой?"

Процесс становления.
Проникновение под маску

Позвольте мне попытаться объяснить, что я имею в виду, когда говорю, что существует цель, которой индивид больше всего хочет достичь, которой он сознательно или несознательно добивается. Эта цель заключается в том, чтобы стать самим собой. Если ко мне приходит человек, озадаченный уникальной комбинацией своих проблем, то я понимаю, что стоит попробовать создать безопасные и свободные взаимоотношения. Моя цель - понять, как он чувствует себя в своем внутреннем мире; принять его таким, какой он есть; создать атмосферу свободы, в которой он сможет продвинуться в своих чувствах, мыслях и образе жизни в любом направлении, каком только захочет. Как он использует эту свободу?
По моему опыту он использует это, чтобы все больше и больше становиться собой. Он начинает отбрасывать фальшивое поведение, маски, роли, с которыми встречает жизнь. Он, оказывается, пытается найти нечто основное, чтобы в большей степени стать собой. В первую очередь он снимает те маски, которые он сознательно использует. Одна молодая девушка-студентка описывала в консультационной беседе одну из масок, которую использовала, и свои сомнения по поводу того, есть ли под этим внешним умиротворением и очарованием настоящее Я со своими убеждениями.
"Я думала о соответствии нормам. Я как бы разработала что-то вроде умения, я думаю... ну... привычка... пытаться сделать так, чтобы окружающие меня люди чувствовали себя легко, или вести себя так, чтобы дела шли гладко. Миротворец нужен всегда, как масло внутри механизма. На встречах, или на вечеринках, или где-то еще - я способствовала тому, чтобы все шло гладко и чтобы всем казалось, что мы хорошо проводим время. Но иногда я удивлялась себе, если принимала противоположную своей точку зрения, понимая, что человек, придерживающийся ее, обидится, если я этого не сделаю. Иначе говоря, я просто никогда... я имею в виду, я никогда не была уверена в чем-то. Сейчас мне кажется, что причина, по которой я это делала, исходит из моего дома. Я никогда не вставала на защиту своих убеждений и сейчас не знаю, есть ли они у меня, чтобы их защищать. Если честно, я не была собой, я не знала, что является моим настоящим Я, и я просто играла свою роль фальшиво".
В этом отрывке вы можете увидеть, как она проверяет маску, которую использует, осознавая свое неудовлетворение и рассуждая, как добраться до глубинного настоящего Я, если таковое существует.
В попытках раскрыть свое собственное Я клиент обычно использует отношения, чтобы исследовать, проверять различные аспекты своего опыта, осознавать и сталкиваться с глубокими противоречиями, которые он часто обнаруживает. Он понимает, насколько его поведение и даже чувства, являются неискренними, исходящими не из естественных движений его организма, а только фасадом, внешностью, за которой он прячется. Он открывает то, как сильно руководствуется в жизни представлениями о том, каким должен быть, а не тем, кто он есть в действительности.
Часто он приходит к выводу, что существует только как ответ на требования других, что у него нет собственного Я, что он только пытается чувствовать, думать, вести себя так, как, по мнению других, он обязан себя вести, думать и чувствовать.
В связи с этим я был поражен, обнаружив, как датский философ Серен Кьеркегор (Seren Kierkegaard) с острой психологической проницательностью обрисовал дилемму индивидуальности больше века назад. Он подчеркнул, что обычное отчаяние - это отчаяние из-за отсутствия выбора или желания быть собой; но самая глубокая форма отчаяния - это решение "быть другим, а не собой". С другой стороны, "желать быть тем Я, которое истинно, абсолютно противоположно отчаянию", и за этот выбор человек несет огромную ответственность. Когда я читал его работы, меня не покидало ощущение, что он, должно быть, слышал высказывания наших клиентов в то время, когда они искали и исследовали реальность своего Я - зачастую это был болезненный и сложный поиск.
Этот поиск становится еще более волнующим, когда клиенты вовлекаются в отказ от фальшивых масок, о которых раньше не знали, что они фальшивые. В этом пугающем поиске они начинают исследовать свои чувства, бушующие и иногда жестокие. Снятие маски, которую вы считали частью своего настоящего Я, очень тревожит, даже если есть свобода думать, чувствовать и быть и если индивид все ближе подходит к цели. Это может проиллюстрировать выдержка из речи женщины, завершившей серию бесед. Она использует много метафор, когда рассказывает, как боролась за проникновение к сущности своего Я.
"Глядя на это сейчас, я понимаю, что как будто снимала защиту слой за слоем. Я строила их, проверяла, а потом выкинула, потому что вы не изменялись. Я не знала, что находится на дне меня, и очень боялась это найти, но мне надо было продолжать искать. Сперва я ничего не чувствовала внутри себя - только огромную пустоту, где мне нужно было и хотелось найти твердую сущность. Затем я начала чувствовать, что сталкиваюсь с твердой каменной стеной, слишком высокой, чтобы перелезть, и слишком плотной, чтобы пройти насквозь. Однажды стена стала полупрозрачной, а не плотной. А после этого она стала вроде бы исчезать, но за ней я обнаружила дамбу, сдерживающую бурлящие воды насилия. Я чувствовала, что если вновь попытаюсь сдержать силу этих вод или открою хотя бы небольшое отверстие, то я и все вокруг будет разрушено надвигающимся стремительным потоком чувств, которые представлены в виде воды. В результате я не смогла больше сдержать это и выпустила поток. И я действительно поддалась совершенной и полной жалости к себе, потом ненависти и затем - любви. После такого опыта я чувствовала, что перескочила через край пропасти и оказалась в безопасности на другой стороне, вместо того чтобы качаться на краю. Я не знаю, что ищу и куда иду, но я чувствую, что живу по-настоящему, как никогда, и что двигаюсь вперед".
Я уверен, что этот отрывок довольно хорошо демонстрирует чувства многих индивидов: если фальшивая внешность, стена, дамба не выдержат, то все будет уничтожено напором чувств, которые удерживались в этом внутреннем мире. Однако этот отрывок также иллюстрирует непреодолимую потребность, которую испытывают индивиды в поиске и становлении своего Я. Также он показывает способ, с помощью которого индивид организует свою внутреннюю реальность, - когда он полностью переживает ощущения, которые открываются ему на органическом уровне (как эта клиентка переживала жалость к себе, ненависть, любовь, а потом уверенность в том, что она является частью своего реального Я).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: