Реальный характер конструктов

Люди с давних пор придерживаются точки зрения, согласно которой мы считаем наш мир реально существующим, а психологические процессы человека - основывающимися на личных версиях реального мира. Эти личные версии и есть личные конструкты. Теперь мы можем спросить себя, можно ли с этой точки зрения считать наши конструкты реально существующими? И ответить: в ограниченном смысле, да. Конструкты не следует смешивать с теми фактическими данными, персонализированными версиями которых они являются; конструкты представляют собой интерпретации этих фактов. Однако конструкты могут использоваться в качестве точек зрения при рассмотрении других конструктов, как это имеет место при иерархических отношениях между ними внутри системы. В этом смысле суперординатные конструкты являются версиями подчиненных им - субординатных - конструктов, что придает последним форму реальности, истолковываемой с помощью первых. Суммарный ответ на вопрос о том, являются ли конструкты реально существующими, состоит в следующем: конструкт и в самом деле реален, но его реальность не идентична реальности элементов, входящих в его контекст. С этими элементами конструкт связан отношениями репрезентативности, а не тождественности. Его реальность - это не их реальность. Конструкт обладает своей собственной реальностью. Эта проблема не должна нас беспокоить, если мы будем помнить о том, что конструкт и его элементы реально существуют, но в разных сферах действительности.
Может ли конструкт передаваться от одного человека другому, не утрачивая при этом своей реальности? В известном смысле, да. Разумеется, он не переходит от одного к другому наподобие единственного глаза, который имели три граи 5: когда одна завладевала им, остальные ничего не видели. Понятие коммуникации - это ведь тоже конструкт, и так же, как мы позволяем конструкту репрезентировать то, истолкованием чего он служит, мы допускаем, что сообщенный конструкт репрезентирует тот личный конструкт, истолкованием которого он является. Переданный конструкт представляет собой истолкование, принадлежащее (вос)принявшему его человеку; одним из элементов этого истолкования становится конструкт человека, который обладал им до момента сообщения. Конструкт человека, от которого исходит сообщение, реально существует; то же утверждение справедливо и по отношению к сообщенному конструкту, однако он, являясь истолкованием исходного конструкта, не тождественен последнему. В это смысле ответ на наш вопрос о том, может ли конструкт передаваться от одного человека другому, не утрачивая своей реальности, будет определенно утвердительным. Конструкт не меняет "порт приписки" в тех случаях, когда кто-то еще получает его версию.


Печатается по изданию: Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001 - 136-162 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: