Храм в Армении (языческий храм в Гарнийской крепости, Ереван, I век н.э.) – строгая красота, во всём созвучная образцам античной архитектурной классики.
Святилище в Хорезме (Кой-Крылган-Кала, Средняя Азия, пустыня Кызылкум, IV–III века до н.э.) – на слайде представлены два вида: руины (вверху) и реконструкция (внизу). Поразительная в своей стройности и уравновешенности композиция.
Великая Китайская стена (на трёх слайдах представлены её различные ракурсы). Строилась с IV по I век до н.э. на северной границе Китая для защиты от кочевников и, кроме того, защищала поля от песков пустыни. Проложена по горным хребтам, словно гребень, вросший в их каменную плоть. По верху стены проходит ряд зубцов с бойницами и вымощена дорога, по которой могли продвигаться колонны войск. Через каждые 100–150 м сооружены квадратные башни, где жила стража и откуда подавались световые сигналы в случае появления неприятеля. По масштабу, монументальности, затратам материалов и труда, а также по суровости облика сопоставима с египетскими пирамидами: ширина до 8 м, высота до 10 м, длина свыше 5 000 км. Если бы древние греки знали об этом сооружении, они, без сомнения, причислили бы его к чудесам света.
Другое грандиозное творение, созданное руками китайских мастеров – Погребальный ансамбль одного из китайских императоров (III век н.э.). Шеститысячное керамическое войско хранителей мемориала, состоящее из фигур воинов, выполненных в натуральную величину – монументальное и впечатляющее зрелище. Бесконечные ряды воинов, но каждый из них портретирован совершенно индивидуально
Погребальный ансамбль – фрагмент.
* * *
Последнее, чего необходимо коснуться, рассматривая фундаментальные памятники античной словесности – их эпическая сущность.
Начнём с того, что все они, как правило, представляют собой монументальные собрания текстов чрезвычайно большого объёма. «Супергигантом» в этом отношении является «Махабхарата»: она содержит около 100 000 двустиший, что (для сравнения) более чем в восемь раз превышает «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятые (а это, в свою очередь, «суперпоэмы»).
Подобные объёмы вырастали за счёт огромного числа действующих лиц, благодаря исключительной обстоятельности повествования, а также ввиду подробнейших описаний и массы отступлений от основной сюжетной канвы. Показательный штрих с этой точки зрения находим в одном из эпизодов завершающей части поэмы «Одиссея».
После десятилетних странствий Одиссей вернулся домой и старается быть неузнанным. По распоряжению Пенелопы (жена Одиссея, не узнавшая его) старая нянька героя приступает к омовению ног странника и по шраму на ноге узнаёт своего господина. Казалось бы, сразу же должно было последовать соответствующее излияние чувств. Однако в поэме разворачивается подробный рассказ о происхождении этого шрама: как в юности Одиссей отправился в гости к деду и был ранен в колено клыком кабана. Автор не забывает сообщить также, что Одиссей вернулся домой с подарками. Только поведав во всех подробностях эту историю (свыше 70 строк в изложении «сверхдлинным» гекзаметром), поэт возвращается к состоянию старой няньки.
Эту-то рану узнала старушка, ощупав руками
Ногу; отдёрнула руку она в изумленье; упала
В таз, опустившись, нога; от удара её зазвенела
Медь, покачнулся водою наполненный таз, пролилася
На пол вода. И веселье и горе постигли старушку.
Причём заметим, какое неистощимое любопытство к детали (для наглядности разобьём строки на смысловые фразы):
… упала в таз, опустившись, нога;
от удара её зазвенела медь,
покачнулся водою наполненный таз,
пролилася на пол вода…
Когда говорят об эпосе Античности, обычно присоединяют эпитет героический. И это действительно так. Героический эпосначинается с того, что достоверное, реальное переплетается с невероятными приключениями и удивительными подвигами героев, а изображаемый мир, помимо людей, населяют боги, духи, демоны, наделённые необычайным могуществом. Но, может быть, ещё важнее, что героический эпос Античности это почти обязательно воинский эпос. Он обычно соотнесён с событиями какой-либо памятной войны отдалённого прошлого.
Разумеется, героический эпос в различных своих образцах приобретал всевозможные оттенки. Возникали очень своеобразные варианты с разной степенью отклонения от «типовой нормы». Один из таких вариантов находим в поэме «Рамаяна». Формально она посвящена подвигам Рамы, но очень многое здесь перемещается в лирическую плоскость. Ведущей в поэме оказывается тема разлуки («Горе от разлуки» – это слова одного из индийских знатоков «Рамаяны», передающие её основной смысл).
Другая сторона лиризма связана здесь с высокой поэзией описаний природы, которых в поэме очень много и которые чрезвычайно развёрнуты. Природа для героев «Рамаяны» составляет величайшее благо человеческой жизни и приобщение к ней способно облегчить любое горе.
Как смуглая дева, что светлою тканью одета,
Окуталась ночь покрывалом из лунного света.
Насытясь отборным зерном, журавлей вереница
Летит, словно сдутая ветром цветов плетеница.
И после прихотливо-неожиданного перебива размера –
Блистают лилии на глади водной.
Блистает пруд, со звёздным небом сходный.
Один, как месяц, льющий свет холодный,
Уснул меж лилий лебедь благородный.
Поэтика самого высокого ранга! Чего стоят такие красочные сравнения:
Как смуглая дева, что светлою тканью одета,
Окуталась ночь покрывалом из лунного света.
Или –
Один, как месяц, льющий свет холодный,
Уснул меж лилий лебедь благородный.
* * *
До сих пор речь шла о духовном фундаменте Античности. Он закладывался главным образом в словесности и в основном на ранних этапах Античности – в религиозных сводах и национальных эпосах. Из религиозных сводов того времени нам более всего известна Библия (точнее, её дохристианская часть – Ветхий Завет), из национальных эпосов – гомеровские поэмы («Илиада» и «Одиссея»).
В лучших и наиболее значительных своих проявлениях это была классика. К примеру, гомеровские поэмы сразу же после их появления стали восприниматься в качестве высшего художественного эталона. Именно классика (но классика центральной и поздней фазы Античности) и будет теперь главной темой для нас.
Принципы античной классики с наибольшей отчётливостью предстали в произведениях афинской художественной школы (Афины играли ведущую роль в древнегреческом искусстве времён его расцвета). В чём же состояли эти принципы? Во-первых, утверждать красоту и достоинство человека как прекрасного и совершенного творения природы, всё соотносить с ним и с его пропорциями (тогда возникла эстетическая формула: человек – мера всех вещей) и, во-вторых, утверждать такие качества, как ясность, естественность, гармоничность, благородство и величаво-возвышенный характер.
Для конкретного рассмотрения этих принципов обратимся к трём основным явлениям древнегреческой классики: архитектура, скульптура и трагедия.
В ходе становления древнегреческой архитектуры настойчиво преодолевалась присущая постройкам Ранней Античности тяжеловесность общей массы и суровость очертаний. Здания становятся всё более лёгкими, изящными. Главенствующая роль в древнегреческом зодчестве принадлежала храму. Он являлся не только святыней (в храме устанавливалась статуя божества, покровителя города), но и средоточием других важнейших функций: здесь хранилась государственная казна и произведения искусства, а площадь перед храмом была местом народных собраний и празднеств.
Принципиальное отличие античного храма от будущих христианских церквей состояло в том, что культовые церемонии совершались перед храмом, а его внутреннее пространство представляло собой как бы гигантский ларец для хранения статуи божества и храмовых сокровищ. Вот почему наиболее важной в античном храме была его внешняя сторона, что подчёркивалось колоннадой (она опоясывала храм со всех сторон), узорной верхней частью здания и скульптурным убранством.
Один из первых классических образцов – храм Посейдона в Пестуме.