И параллели к греко-римской Античности

Храм в Армении (языческий храм в Гарнийской крепости, Ереван, I век н.э.) – строгая красота, во всём созвучная образцам античной архитектурной классики.

Святилище в Хорезме (Кой-Крылган-Кала, Средняя Азия, пустыня Кызылкум, IV–III века до н.э.) – на слайде представлены два вида: руины (вверху) и реконструкция (внизу). Поразительная в своей стройности и уравновешенности композиция.

Великая Китайская стена (на трёх слайдах представлены её различные ракурсы). Строилась с IV по I век до н.э. на северной границе Китая для защиты от кочевников и, кроме того, защищала поля от песков пустыни. Проложена по горным хребтам, словно гребень, вросший в их каменную плоть. По верху стены проходит ряд зубцов с бойницами и вымощена дорога, по которой могли продвигаться колонны войск. Через каждые 100–150 м сооружены квадратные башни, где жила стража и откуда подавались световые сигналы в случае появления неприятеля. По масштабу, монументальности, затратам материалов и труда, а также по суровости облика сопоставима с египетскими пирамидами: ширина до 8 м, высота до 10 м, длина свыше 5 000 км. Если бы древние греки знали об этом сооружении, они, без сомнения, причислили бы его к чудесам света.

Другое грандиозное творение, созданное руками китайских мастеров – Погребальный ансамбль одного из китайских императоров (III век н.э.). Шеститысячное керамическое войско хранителей мемориала, состоящее из фигур воинов, выполненных в натуральную величину – монументальное и впечатляющее зрелище. Бесконечные ряды воинов, но каждый из них портретирован совершенно индивидуально

Погребальный ансамбль – фрагмент.

* * *

Последнее, чего необходимо коснуться, рассматривая фундаментальные памятники античной словесности – их эпическая сущность.

Начнём с того, что все они, как правило, представляют собой монументальные собрания текстов чрезвычайно большого объёма. «Супергигантом» в этом отношении является «Махабхарата»: она содержит около 100 000 двустиший, что (для сравнения) более чем в восемь раз превышает «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятые (а это, в свою очередь, «суперпоэмы»).

Подобные объёмы вырастали за счёт огромного числа действующих лиц, благодаря исключительной обстоятельности повествования, а также ввиду подробнейших описаний и массы отступлений от основной сюжетной канвы. Показательный штрих с этой точки зрения находим в одном из эпизодов завершающей части поэмы «Одиссея».

После десятилетних странствий Одиссей вернулся домой и старается быть неузнанным. По распоряжению Пенелопы (жена Одиссея, не узнавшая его) старая нянька героя приступает к омовению ног странника и по шраму на ноге узнаёт своего господина. Казалось бы, сразу же должно было последовать соответствующее излияние чувств. Однако в поэме разворачивается подробный рассказ о происхождении этого шрама: как в юности Одиссей отправился в гости к деду и был ранен в колено клыком кабана. Автор не забывает сообщить также, что Одиссей вернулся домой с подарками. Только поведав во всех подробностях эту историю (свыше 70 строк в изложении «сверхдлинным» гекзаметром), поэт возвращается к состоянию старой няньки.

Эту-то рану узнала старушка, ощупав руками

Ногу; отдёрнула руку она в изумленье; упала

В таз, опустившись, нога; от удара её зазвенела

Медь, покачнулся водою наполненный таз, пролилася

На пол вода. И веселье и горе постигли старушку.

Причём заметим, какое неистощимое любопытство к детали (для наглядности разобьём строки на смысловые фразы):

… упала в таз, опустившись, нога;

от удара её зазвенела медь,

покачнулся водою наполненный таз,

пролилася на пол вода…

Когда говорят об эпосе Античности, обычно присоединяют эпитет героический. И это действительно так. Героический эпосначинается с того, что достоверное, реальное переплетается с невероятными приключениями и удивительными подвигами героев, а изображаемый мир, помимо людей, населяют боги, духи, демоны, наделённые необычайным могуществом. Но, может быть, ещё важнее, что героический эпос Античности это почти обязательно воинский эпос. Он обычно соотнесён с событиями какой-либо памятной войны отдалённого прошлого.

Разумеется, героический эпос в различных своих образцах приобретал всевозможные оттенки. Возникали очень своеобразные варианты с разной степенью отклонения от «типовой нормы». Один из таких вариантов находим в поэме «Рамаяна». Формально она посвящена подвигам Рамы, но очень многое здесь перемещается в лирическую плоскость. Ведущей в поэме оказывается тема разлуки («Горе от разлуки» – это слова одного из индийских знатоков «Рамаяны», передающие её основной смысл).

Другая сторона лиризма связана здесь с высокой поэзией описаний природы, которых в поэме очень много и которые чрезвычайно развёрнуты. Природа для героев «Рамаяны» составляет величайшее благо человеческой жизни и приобщение к ней способно облегчить любое горе.

Как смуглая дева, что светлою тканью одета,

Окуталась ночь покрывалом из лунного света.

Насытясь отборным зерном, журавлей вереница

Летит, словно сдутая ветром цветов плетеница.

И после прихотливо-неожиданного перебива размера –

Блистают лилии на глади водной.

Блистает пруд, со звёздным небом сходный.

Один, как месяц, льющий свет холодный,

Уснул меж лилий лебедь благородный.

Поэтика самого высокого ранга! Чего стоят такие красочные сравнения:

Как смуглая дева, что светлою тканью одета,

Окуталась ночь покрывалом из лунного света.

Или –

Один, как месяц, льющий свет холодный,

Уснул меж лилий лебедь благородный.

* * *

До сих пор речь шла о духовном фундаменте Античности. Он закладывался главным образом в словесности и в основном на ранних этапах Античности – в религиозных сводах и национальных эпосах. Из религиозных сводов того времени нам более всего известна Библия (точнее, её дохристианская часть – Ветхий Завет), из национальных эпосов – гомеровские поэмы («Илиада» и «Одиссея»).

В лучших и наиболее значительных своих проявлениях это была классика. К примеру, гомеровские поэмы сразу же после их появления стали восприниматься в качестве высшего художественного эталона. Именно классика (но классика центральной и поздней фазы Античности) и будет теперь главной темой для нас.

Принципы античной классики с наибольшей отчётливостью предстали в произведениях афинской художественной школы (Афины играли ведущую роль в древнегреческом искусстве времён его расцвета). В чём же состояли эти принципы? Во-первых, утверждать красоту и достоинство человека как прекрасного и совершенного творения природы, всё соотносить с ним и с его пропорциями (тогда возникла эстетическая формула: человек – мера всех вещей) и, во-вторых, утверждать такие качества, как ясность, естественность, гармоничность, благородство и величаво-возвышенный характер.

Для конкретного рассмотрения этих принципов обратимся к трём основным явлениям древнегреческой классики: архитектура, скульптура и трагедия.

В ходе становления древнегреческой архитектуры настойчиво преодолевалась присущая постройкам Ранней Античности тяжеловесность общей массы и суровость очертаний. Здания становятся всё более лёгкими, изящными. Главенствующая роль в древнегреческом зодчестве принадлежала храму. Он являлся не только святыней (в храме устанавливалась статуя божества, покровителя города), но и средоточием других важнейших функций: здесь хранилась государственная казна и произведения искусства, а площадь перед храмом была местом народных собраний и празднеств.

Принципиальное отличие античного храма от будущих христианских церквей состояло в том, что культовые церемонии совершались перед храмом, а его внутреннее пространство представляло собой как бы гигантский ларец для хранения статуи божества и храмовых сокровищ. Вот почему наиболее важной в античном храме была его внешняя сторона, что подчёркивалось колоннадой (она опоясывала храм со всех сторон), узорной верхней частью здания и скульптурным убранством.

Один из первых классических образцов – храм Посейдона в Пестуме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: