Храм Посейдона в Пестуме

(Пестум – греческая колония на юге Италии, Посейдон – бог морей.) Здесь ещё заметен отпечаток построек Ранней Античности: массивные колонны, несущие тяжеловесную верхнюю часть сооружения, избыточная сила, стихийная мощь. Но конструктивно – это уже законченный тип греческого храма.

Теперь обратимся к сооружению, которое стало эмблемой архитектурной классики Древней Греции – знаменитый Парфенон (447–438 годы до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат).

Парфенон

Внешне он близок к храму Посейдона (тот же тип монументальной конструкции, та же полная симметричность), однако при всём сходстве отличается стройностью, лёгкостью, устремлённостью ввысь, причём сохраняя величественность. Это тот идеал, к которому пришли греческие зодчие: строгость и кристальная ясность пропорций, чувство меры, гармония, спокойная и величаво-торжественная красота.

Парфенон – храм Афины Парфнос (от парфеносдевушка), то есть Афины Девы, покровительницы Афин (Афина – богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусства и ремёсел). Это главное сооружение афинского Акрополя.Оно возвышается над Акрополем подобно тому, как сам Акрополь возвышается над городом и его окрестностями.

Акрополи существовали и в других греческих городах – так называли их укреплённую часть, обычно расположенную на холме (акрополь в переводе с греческого – верхний город). Акрополь служил убежищем на случай войны, здесь находилось святилище с храмом, посвящённым божеству-покровителю города. Из греческих акрополей наиболее известен Акрополь в Афинах (первая половина V века до н.э.).

Акрополь в Афинах

Это ансамбль храмов и статуй, который как на пьедестале расположился на крутой скале с плоской вершиной. Планировка и строительство Акрополя были выполнены по единому плану под общим руководством Фидия.

Фидий (начало V века – около 432–431 года до н.э.) считается величайшим скульптором Греции. В его творчестве скульптура (как ведущий жанр искусства Античности) прошла свою кульминацию. С именем Фидия и связывается прежде всего представление о высокойклассике: полные жизненной силы возвышенные человеческие образы, спокойное величие духа, прославление телесной красоты человека, от которой неотделима его нравственная красота. Отсюда – идеал всесторонне развитой личности (человек сильный и прекрасный как духом, так и телом). Характерно, что созданные Фидием статуи богов производили на современников сильнейшее впечатление именно выражением человечности.

Фидий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: