double arrow

Взаимосвязь между параметрами темперамента детей и особенностями семейного воспитания

На 1-м году жизни у МЗ близнецов большая часть "регулятивных" шкал (контроль, среднее напряжение, ориентации на человека и предметы, защитные реакции) значимо коррелирует с особенностями воспитания, которые представлены шкалами образования матери, ригидности матери, материнского воспитания, строгости матери и отца, шкалой ослабления связи. Повышенная тревожность матери ассоциируется с пассивностью, низким напряжением и самостимуляцией.

Рис. 3. Соотношение типов воспитания у МЗ и ДЗ близнецов. 1 - чрезмерно стимулирующая семья, 2 - любящая, 3 - строгая, 4 - недостаточно стимулирующая, 5 - любящая/строгая, 6 - строгая/недостаточно стимулирующая, 7 - чрезмерно стимулирующая/любящая, 8 - любящая/недостаточно стимулирующая, 9 - чрезмерно стимулирующая/строгая, 10 - неопределенный тип семьи.

У ДЗ близнецов регулятивные шкалы также коррелируют с образованием матери, материнским воспитанием и строгостью матери. Любовь отца положительно коррелирует со всеми шкалами отношений с отцом.
Похожая картина наблюдается у одиночно рожденных детей. Наиболее тесно с регулятивными шкалами у них коррелирует шкала образования матери, а также шкала материнского воспитания.
В целом на 1-м году картина у МЗ и ДЗ близнецов сходная, но МЗ чаще реагируют увеличением напряжения на различные аспекты родительского отношения.
На 2-м году жизни у МЗ близнецов материнское воспитание (приучение к горшку) и снисходительность матери приводят к повышению напряжения, т.е. ее требования или их отмена приводят к дезадаптации. К ДЗ близнецов материнская ригидность (и материнское воспитание) приводит также к повышению напряжения у детей. Снисходительность матери, напротив, положительно коррелирует со шкалами среднего напряжения, а также шкалой ориентации на человека, что указывает на развитие внутренних средств контроля своего поведения.
На 3-м году жизни у МЗ близнецов со шкалой контроля и другими регулятивными шкалами положительно связана ригидность матери. Строгость матери и отца приводит к возрастанию внутреннего напряжения. Шкала ослабления связи "мать-ребенок" отрицательно коррелирует с контролем, что может говорить о необходимости внешнего контроля поведения для МЗ близнецов.
У ДЗ близнецов положительное значение для развития регуляции поведения имеет в основном шкала ослабления связи. Шкалы материнской ригидности и тревожности связаны с пассивностью детей, шкала строгости матери, наоборот, с повышением внутреннего напряжения у близнецов.
Данные одиночно рожденных детей 2-го и 3-го года жизни анализировались совместно из-за небольшого количества детей. В этом возрастном периоде для развития регуляции поведения у них значима строгость матери и отца, а также в меньшей степени материнская тревожность и материнское воспитание.
В 1-й год жизни у МЗ и ДЗ близнецов и одиночно рожденных детей наиболее оптимальными типами воспитания представляется строгая или чрезмерно стимулирующая семья, для которых характерен усиленный тренинг социальных навыков и автономности ребенка (высокие значения по шкалам образования, строгости и ригидности матери, материнского воспитания и строгости отца). Возможно, это связано с тем, что при таком типе воспитания среда, в которой существует ребенок, его поведение достаточно сильно регламентированы и упорядочены, восполняя таким образом нехватку внутренней саморегуляции.
На 2-м и 3-м году жизни картина не так выразительна, но общие тенденции развития регуляции поведения у МЗ и ДЗ близнецов достаточно ясны. Развитие регуляции у ДЗ происходит от максимально тесных отношений с родителями и первоначального жесткого внешнего контроля к постепенной сепарации от родителей, прежде всего от матери, с одновременным формированием внутренней регуляции поведения. У МЗ при аналогичном изначальном внешнем контроле поведения развитие внутренних средств регуляции происходит менее успешно, и к трем годам они по-прежнему нуждаются в помощи извне для регуляции собственного поведения и состояния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: