Замещающее образование

Репрезентация неприемлемого желания вытеснена в бессознательное. На уровне принципа удовольствия существует недостаточность, которую Я старается заполнить тонкой двойной компенсаторной операцией: с одной стороны, внести замещающее удовольствие, а с другой - устроить так, чтобы эта замещающая сознательная репрезентация благодаря ассоциативной игре идей как-то тем не менее соотносилась с запретным удовольствием, не проявляя это отчетливым образом. Например, мистический транс может вполне являть собой лишь субститут сексуального оргазма: внешне в нем нет ничего сексуального, на самом же деле связь с любовным и физическим экстазом оказывается сохраненной, аффект остается идентичным. Замещающее образование есть, стало быть, один из вариантов возвращения вытесненного.
Однако замещающее образование может работать в обратном направлении. Будучи неспособным интегрировать и регулировать сексуальные влечения вследствие определенного уровня аффективной незрелости, связанной с базовой нарциссической несостоятельностью, субъект (действующий тогда в регистре "защит Самости") старается замаскировать поверхностной заместительной псевдосексуальностью объектную и сексуальную несостоятельность, пытаясь в то же самое время упрочить свою нарциссическую несостоятельность по отношению к реальности.

КОМПРОМИССНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Это также способ возвращения вытесненного, существующего в данном случае в форме, в которой оно не может быть принято, но не с помощью замещения, а с помощью деформации. Этот процесс пытается сплавить в компромиссе и запретные бессознательные желания, и требования запрета, то, что мы встречаем, в частности, в сновидении, в некоторых симптомах (например, потребность в контрфобическом объекте).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: