Ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация - это продажа одного и того же товара разным потребителям или их группам по разным ценам

Ценовая дискриминация - это продажа одного и того же товара разным потребителям или их группам по разным ценам, при чем цена совершенно не зависит от изменения издержек производства. Ценовая дискриминация бывает 3 видов:

Дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация). Здесь монополист продает каждую единицу продукции каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. той, которую согласен заплатить покупатель. Пусть МС равно константе. При проведении такой дискриминации монополист продает каждую единицу товара Q1 по цене Р1 , Q2 по цене Р2 и т.д. Т.е. продавец «выжимает» из покупателя максимум того, что покупатель готов заплатить. Однако данная дискриминация встречается редко, потому что монополист должен быть проницательным и уловить,на какую цену согласен покупатель. поэтому существует ценовая дискриминация второй степени, когда устанавливаются различные цены в зависимости от количества покупаемой продукции (например различные тарифы на метро в зависимости от количества поездок). Ценовая дискриминация третей степени, когда монополист продает товара различным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. Для этого монополист должен очень грамотно сегментировать (разделять) рынок данного товара на сегменты в зависимости от покупательной способности людей, т.е. он создает как бы дорогой и дешевый рынки одного и того же товара. На дорогом рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монополисту увеличить выручку за счет роста цен. На дешевом рынке спрос высокоэластичен, а это дает возможность увеличить общую выручку за счет продаж большого количества товара по более низкой цене.

Например ценовая дискриминация третей степени применяется при установлении различных цен на гостиничные номера, на блюда в ресторане(днем одна цена, а вечером другая).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: