Цена – важнейший элемент маркетинга, результат взаимодействия различных рыночных процессов. Ценовая политика маркетинга начинается с исследования рыночной конъюнктуры и продолжается на протяжении всего жизненного цикла товара.
Факторы, оказывающие влияние на процесс ценообразования, можно сгруппировать по блокам: производственному; спроса; конкурентности рынка; товарному; каналу товародвижения; государственного регулирования. Между ними существует определенное противоречие, т.к. они конфликтуют между собой.
Стратегия ценообразования – выбор предприятием возможной динамики изменений исходной цены товара в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей целям предприятия. Кратко ее можно представить в виде формулы:
Стратегия ценообразования = Цель предприятия + Метод установления цены + Движение (изменение) исходной цены.
Каждой из стратегий маркетинга соответствует своя ценовая стратегия. Различают следующие основные стратегии ценового маркетинга:
1) В зависимости от стабильности цен:
- стратегия неизменных цен — фирма стремится к установлению и сохранению на протяжении длительного времени неизменных цен на свои товары, даже в случае роста издержек производства.
- стратегия изменяющихся цен — фирма изменяет цену сразу с изменением издержек производства и спроса. Ее разновидностями являются стратегия «скользящей падающей цены» или «исчерпания» (данная стратегия применяется вслед за стратегией «снятия сливок» и соответствует маркетинговой цели расширения или захвата рынка.
- стратегия «роста проникающей цены» (является успешным продолжением стратегии «цены проникновения». Ее цель – использовать существующее положение для повышения рентабельности и возмещения прошлых затрат, связанных с выведением товара на рынок.
2) В зависимости от отражения в цене достигнутой репутации фирмы:
* стратегия поддержания репутации производителя дорогих высококачественных товаров — концентрация усилий на высоком качестве товаров, установление высоких цен, при рекламировании — избежание акцента на цену;
* стратегия сохранения анонимного присутствия на рынке — фирма не стремится создавать себе репутацию ведущей марки среди товаров данного типа, работает под маркой оптового или розничного продавца.
3) В зависимости от психологического восприятия ценников потребителями (более характерно для розничных торговцев):
* стратегия «неокругленных» («ломаных») цен — установление цен ниже круглых сумм;
* стратегия «приятных глазу цифр» — использование цифр 2, 3, 6, 7, 8, 9, но не 1, 4, 5; считается целесообразным располагать числовые значения в порядке убывания цифр, например, 821.
4) В зависимости от учитывания в цене географического фактора:
* стратегия установления цены в месте происхождения товара — все расходы по доставке товара возложены на покупателя;
* стратегия единой цены с включенными в нее расходами по доставке — единая цена для любых покупателей независимо от их удаленности (в нее уже заложена средняя сумма транспортных расходов);
* стратегия установления зональных цен — выделение нескольких зон и назначение для покупателей в пределах этой зоны своей цены;
* стратегия установления цены базисного пункта — выбирается какой-либо базисный пункт отгрузки и с покупателей взимается цена, включающая расходы по доставке до этого пункта;
* стратегия установления цены с принятием на себя (полностью или частично) расходов по доставке — в некотором смысле «в убыток» себе;
5) В зависимости от субъективной оценки покупателями экономической ценности товара и соотношения ее с ценой:
* стратегия ценового прорыва (цена проникновения)— установление цен на уровне более низком, чем (по мнению большинства покупателей), заслуживает товар с данной экономической ценностью, и получение большой массы прибыли за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка. Разновидностью данной стратегии является стратегия «цены вытеснения», т.е. установление такой низкой цены, которая вообще исключает появление конкурентов.
* стратегия «снятия сливок» — кратковременное конъюнктурное завышение цен с целью максимизации прибыли. Сопровождается установлением цен на уровне более высоком, чем, по мнению большинства покупателей, должен стоить товар сданной экономической ценностью, и получение выгоды от высокой прибыльности продаж в узком сегменте рынка.
* нейтральная стратегия ценообразования — установление цен, исходя из соотношения «цена/ценность», которое соответствует большинству других продаваемых на рынке аналогичных товаров.
6) В зависимости от характера дискриминации (ценовой дифференциации, никак не связанной с различиями в затратах):
* стратегия дискриминации по группам покупателей — например, более низкая цена для разных категорий населения на ряд коммунальных услуг, при посещении музеев и кинотеатров, при пассажирских авиа- и железнодорожных перевозках;
* стратегия дискриминации по местонахождению — в разных местах предложение товара по разным ценам, хотя расходы, связанные с его предложением, одинаковы;
* стратегия дискриминации по времени — разные цены в зависимости от сезона;
* стратегия дискриминации по вариантам представления товара — разные варианты товара продаются по различным ценам, которые не соответствуют затратам.
7) В зависимости от характера взаимосвязанности товаров в рамках товарной номенклатуры:
* стратегия установления цен на товары, взаимосвязанные с точки зрения издержек производства — на товары, по которым изменение объема производства одного вызовет изменение затрат на производство.
* стратегия установления цен на товары, взаимосвязанные с точки зрения спроса - на взаимодополняющие, вспомогательные (обязательные принадлежности, без которых основной товар бесполезен).
8) В зависимости от поведения по отношению к конкурентам:
* стратегия «преимущественной цены» - достижение преимущества по отношению к конкурентам с целью использования фирмой на рынке стратегии «атаки» и «обороны».
* стратегия «следования за конкурентом» - линия поведения фирмы, основанная на копировании ценового лидера.
Ценовая политика – это поведенческая философия или общие принципы деятельности, которых фирма придерживается в сфере установления цен на свои товары или услуги. Основная задача ценовой политики — управление конкурентоспособностью товара.
Обычно в выработке ценовой политики предприятия отмечают следующие этапы:
1. Постановка целей ценообразования
2. Анализ затрат
3. Анализ спроса
4. Анализ цен конкурентов
5. Выбор метода ценообразования и установление базовой цены
Группы методов различаются в зависимости от объекта, на который ориентируется предприятие: издержки; потребитель; конкуренция, а также производные от них методы.