Функции конкуренции. Конкуренция, ее формы и методы

Конкуренция, ее формы и методы


Рыночная экономика представляет собой индивидуалистическую систему. Ее главной движущей силой является стимулирование личного интереса, ибо каждая экономическая единица хочет делать то, что выгодно ей самой.

Владелец средств производства пытается получить высокую прибыль. К этому же стремится и продавец, повышая цены на свой товар.

Потребитель же стремится приобрести товар по более низкой цене.

Личный интерес формирует и определенный образ действия различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Свобода же выбора реализуется в форме стремления каждого получить для себя денежный доход. Это служит основой для конкуренции.

Слово «конкуренция» переводится как «сшибка», «столкновение» в результате каких-либо действий. В условиях рынка конкуренция не только возможна, но и необходима.

Возможность конкуренции вытекает из экономического суверенитета и свободы каждого участника деловых отношений.

Необходимость конкуренции вызывается приоритетом покупателей над производителями (продавцами). Стремясь удовлетворить запросы потребителей, предприниматели реализуют свой собственный экономический интерес только через соперничество с другими участниками рынка, в борьбе за карман потребителя. Достижение целей одним предпринимателем осуществляется за счет ущемления интересов других участников сделки. Поэтому участник конкуренции должен настраивать себя на соперничество с другими предпринимателями, не рассчитывая при этом на протекцию со стороны органов власти и управления.

В условиях рынка отношения конкуренции возникают:

·
между предпринимателями-продавцами: борьба идет за рынки сбыта, ценами, за величину нормы прибыли;

·
между покупателями, которые борются друг с другом за наиболее выгодный доступ к товарам;

·
между предпринимателями и покупателями (споры о ценах, качестве товара); вместе с тем здесь существует и практика так называемого навязывания потребностей, когда поставщики навязывают, формируют стандарты потребления, стереотипы, которые влияют на осуществление покупок потребителями.

Функции конкуренции

o
Регулирующая функция воздействует на предложение товаров и услуг таким образом, чтобы оно максимально отвечало потребностям покупателей. В условиях свободного рынка именно потребитель определяет, что производить, в каких количествах и по каким ценам производить продукцию.

o
Функция размещения или аллакоционная функция. В условиях свободной конкуренции ресурсы и произведенные продукты в конечном итоге концентрируются там, где они могут обеспечить максимальную отдачу. Рабочая сила стекается в те районы, где обеспечивается большая прибыль. При нерациональном применении ресурсов предприятие в условиях конкуренции автоматически лишается самой основы для деятельности.

o
Инновационная и адаптационная функция. Конкуренция ведет к тому, что производственные факторы ориентированы на повышение производительности труда, эффективности производства. Инновации (вложение капитала в новое) являются жизненно необходимыми, так как производители вынуждены постоянно добиваться повышения отдачи от вложенных средств и одновременно приспосабливать структуру производства к меняющимся запросам потребителей. Производитель, который не учитывает это, рано или поздно оказывается вне игры.

o
Распределительная функция. Конкуренция проявляется в борьбе конкурентов друг с другом за получение наибольшей суммы материальных благ и услуг, произведенных в национальной экономике, притом на наиболее выгодных условиях. Конкуренция распределяет совокупный продукт, прежде всего по степени дефицитности того или иного производственного фактора. Например, если число желающих получить работу много, то оплата труда будет ниже, нежели в случае дефицита рабочей силы. Эти перепады в странах с рыночной экономикой пытаются скорректировать с помощью трансфертов (доплат).

o
Контролирующая функция. При наличии реальной конкуренции не один поставщик или потенциальный покупатель не могут добиться господствующего положения на рынке и диктовать условия другим его участникам. Иначе говоря, эта функция проявляется в недопущении господства монополий на рынке. Конкуренция ограничивает монополии и ста­вит их в определенные рамки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: