Сублимация. Этот психический процесс можно вполне отнести к защитным механизмам и признать в качестве единственного

Этот психический процесс можно вполне отнести к защитным механизмам и признать в качестве единственного, реально "успешного" механизма, поскольку он не требует для поддержания никакой противозагрузки; либо, напротив, именно потому, что он не требует противозагрузки, сублимация не может рассматриваться среди истинных механизмов защиты. Хотя дискуссия далека от завершения, сублимация, как бы там ни было, заслуживает отдельного места в нашем обзоре.
Этот механизм, описанный Фрейдом в связи со случаем "Доры", касается не только репрезентации, но и цели влечения: запретная цель оставляется к выгоде новой цели, разрешенной Сверх-Я или высоко оцениваемой Идеалом-Себя. Фрейд полагает, что агрессивные влечения могут быть сублимированы в той же степени, что и сексуальные.
Сублимация требует формирования Сверх-Я, следовательно, примата генитальности в организации Я и интеграции под его действием частичных влечений. Она предполагает объединение сильного Я, главу организации психической экономии, и в то же время относительно удовлетворенного и нетиранического Оно, как и самоудовлетворенного (и неискаженного) Сверх-Я и, наконец, хорошо интегрированного Идеала-Себя.
Как в случае перверсий, сублимация не требует никакого вытеснения; при этом сексуальная цель сохраняется, тогда как при сублимации она исчезает.
Энергия влечения кажется нейтрализованной. Фрейд считал, что речь тем не менее всегда идет о "сексуальном" и объектном либидо, тогда как Г. Гартман полагал, придя к своей концепции "автономного Я", что следует говорить не о либидо, а о нейтрализованной энергии.
Понятие сублимации часто приводит к путанице: например, то, что сублимируется,- это не созданное произведение искусства, а сама по себе художественная активность; признанная ценность результата имеет небольшое значение. Ф. Паш считает, что художник вызывает у других сублимированное удовольствие предлагаемыми в неограниченном количестве образами, тогда как перверт предоставляет себе одному (или только похожим на него) образы реальности одного и того же типа. Именно это отличает порнографическое изображение (статичное и достаточно четкое) от художественной эротики (порождающей у другого самые свободные и самые разнообразные репрезентации). Перверсия ограничивает психические процессы, сублимация их расширяет, тем самым обогащая Я.
Итак, сублимация представляет собой нормальный, а не патологический процесс, естественно, при условии, что она не подавляет одна всю собственно сексуальную или агрессивную активность.
По этому поводу следует также условиться о том, что заключает в себе понятие сублимации: сублимация не является ни реактивным образованием (нуждающимся в противозагрузке, в которой Оно стеснено), ни компромиссным образованием (сознательное остается лишь неузнаваемым), ни символизацией (символическое выражение возврата вытесненного), ни интеллектуализацией (абстрактное формулирование), ни рационализацией (обоснование аффектов), ни смещение." (замена репрезентанта влечения), ни избеганием (уходом от репрезентанта влечения), ни в особенности подавлением цели, с которым его часто путают и в котором реальная цель остается подавленной, но сохранной, ни с другим часто смешиваемым понятием - идеализацией, касающейся объекта, а не цели влечения и связанной не с объектным либидо, а с нарциссическим и Идеалом-Себя.
Ограниченное таким образом понятие сублимации сводится к новым целям влечения и интеграции Сверх-Я.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: