Глава третья. Обязанности сторон

Обязанности царя.

Согласно концепции «правды воли монаршей», «царей должность есть»: заботиться о счастье подданных, наставляя их к благочестию и честной жизни, предоставить сильное правосудие, организовать боеспособную армию для защиты от неприятелей, а также необходимое количество учителей, как гражданских, так и духовных.

Исходя из утверждения о том, что самодержец должен о «добре общем народа себе подданного» заботиться, следует, что он обязан с умом выбирать себе наследника, «который бы доброе отечества состояние не токмо сохранил в целости, но и паче бы утвердил, и укрепил, и если бы что не довершенное застал, тщался бы привести в совершенство»[29].

Обязанности подданных.

По мысли произведения, подданным не нужно понимать причины царских повелений, поскольку «Небо высоко, земля же глубока, сердце же Царево необлично», «якоже бо высоты небесной и глубины земной испытать невозможно, тако не подобает испытывать Царева сердца»[30]. Государевы указы должны исполняться при этом с величайшей старательностью, без прекословия и роптания.

Судить царя народ не смеет, поскольку сам в прошлом отдал ему всю полноту власти над собой. Если же вдруг царь изменится и обернется злым, не отвечающим чаяниям, то и в этом случае народ должен подчиняться ему. Не может народ отнять своей воли, данной монарху, поскольку в этом случае рушатся основы, авторитет наследственной монархии, да и само ее существование ставится под сомнение. А если народ упрямо и сможет отнять свою волю, то воли Божьей, «которая и волю народную двигнула и купно с оною сама действовала в установлении такой Монархии и первого Монарха избрании»[31] он отменить не сможет. Таким образом, две теории, сливаясь, поддерживают друг друга. Если царем недовольны – сами виноваты, ведь сами его властью наделили, а если низвергнуть его желаете, то тут уже против Божьей воли поступаетесь.

Однако затем допускается, что может существовать монарха первого соизволение, обещание, подтвержденное клятвой и документом, нарушать которое его преемникам нельзя. Однако утверждается, что такая монархия есть «непрестанным бедствиям подлежащая», потому что недоброжелатели короны могут истолковать любое благое деяние царя как нарушение этой самой клятвы и смутить народ.

Народ обязан принимать безропотно любого наследника, которого изберет себе царь. Не имеет значение, кем он будет, поскольку волю свою в избрании следующего государя, как и вообще всю политическую волю, народ возложил на государя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: