Заключение. Обычно в заключении доклада дается выжимка основных его положений, и не говорится ничего нового

Обычно в заключении доклада дается выжимка основных его положений, и не говорится ничего нового. Чтобы не отступать от правил, так и поступлю.

- Теория основывается как на передовом для того времени учении о естественном праве, так и на Божественном откровении.

- Приплетая концепцию общественного договора, Феофан утверждает, что при его заключении народ возложил на монархию безграничную власть, себя же лишив оной полностью.

- Основным стремление государя должно быть «общее благо», понятие весьма относительное, поскольку, так подмечают многие исследователи, оно распространялось только на господствующие слои населения.

- «Общее благо» приравнивается к благу государства и достигается последним.

- Исключается возможность претензий церкви на власть.

- Идеолог видел причины многих проблем государства в нехватке образованности, поэтому много внимания уделял обязанности монарха организовывать просвещение.

Таким образом, идеологическая концепция Феофана Прокоповича, мотивированная главным образом, идеей «общего блага», все права предоставила монарху, все обязанности возложила на подданных, которые должны «без прекословия и роптания вся от Самодержца повелеваемая творить, что, от слова Божия показано… так как народ воли общей совлекся, то как не должен хранить его повеления, законы и уставы, без всякой оговорки»[43].

Источники:

1. Прокопович Ф. Духовный регламент // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. М., 1830. Т. 6. №3718. С. 314-346

2. Прокопович Ф. Правда воли монаршей в определении наследника Державы своей // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. М., 1830. Т. 7. №4870. С. 602-643

Литература:

1.Просина А. Б. Теоретическое обоснование Феофаном Прокоповичем реформ Петра I // Вестник Московского университета. Право. №12. 1969. С. 63-71

2. Ткачева Е. А. «Правда воли монаршей» и ее автор// Вестник Челябинского Государственного Педагогического Института. Исторические науки. №1. 1995. С. 109-119

3. Зайченко А. Б. Феофан Прокопович (из истории русской политической и правовой мысли 18 в.)//Известия высших учебных заведений. Правоведение. №2. 1977. С. 66-74

4. Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Самарин Ю. Ф. Избранные произведения. М., 1996

5. Вдовина Л. Н. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Великие духовные пастыри России. М., 1999. С. 358-383

6. А. Просина. Политическая доктрина Ф. Прокоповича//Сборник аспирантских статей «Актуальные проблемы правовой науки.

7. Н.И Павленко, сб. Абсолютизм в России, М., 1964, с. 389

8. Лентин Э. Авторство «Правды воли монаршей»: Феофан Прокопович, Афанасий Кондоиди, Петр I // XVIII век. Спб., 1999. Сб. 21. С. 33-39

9. Ключевский В.О. Сочинения. Т.4. М., 1958.

10. Макарова С. В. Политические взгляды Феофана Прокоповича //Политические и правовые учения. История и современность. Актуальные проблемы. М., 1988. С. 91-99

11.Вдовина Л. Н. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Великие духовные пастыри России. М., 1999. С. 358-383

12.Н.И Павленко, сб. Абсолютизм в России, М., 1964

13. И. Христофоров, «Жертва царской опалы» // Вокруг света, №4, 2006


[1] А. Просина. Политическая доктрина Ф. Прокоповича//Сборник аспирантских статей «Актуальные проблемы правовой науки. С. 65

[2] Зайченко А. Б. Теория просвещенного абсолютизма в произведениях Феофана Прокоповича // Из истории развитии политико-правовых идей. М., 1984. С. 77

[3] Цит. по: Зайченко А. Б. Теория просвещенного абсолютизма в произведениях Феофана Прокоповича // Из истории развитии политико-правовых идей. М., 1984. С. 77

[4] Там же.

[5] Прокопович Ф. Духовный регламент // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. М., 1830. Т. 6. №3718. С. 314

[6] Н.И Павленко, сб. Абсолютизм в России, М., 1964, с. 389

[7] Граф Михаил Михайлович Сперанский (1 (12) января 1772 — 11 (23) февраля1839) — русский общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения.

[8] Полное Собрание Законов Российской империи — наиболее полный сборник законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке. Собрание считается монументальным памятником русского права. Его издание было поручено М. М. Сперанскому.

[9] Лентин Э. Авторство «Правды воли монаршей»: Феофан Прокопович, Афанасий Кондоиди, Петр I // XVIII век. Спб., 1999. Сб. 21. С. 33

[10] Цит. по: Лентин Э. Авторство «Правды воли монаршей»: Феофан Прокопович, Афанасий Кондоиди, Петр I // XVIII век. Спб., 1999. Сб. 21. С. 33

[11] И. Христофоров, «Жертва царской опалы» // Вокруг света, №4, 2006.

[12] См.: Вдовина Л. Н. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Великие духовные пастыри России. М., 1999. С. 358-383

[13] Ключевский В.О. Сочинения. Т.4. М., 1958. С. 269

[14] Политические и правовые учения. История и современность. Актуальные проблемы. М. 1988, статья С.В. Макаровой, с 93

[15] Макарова С. В. Политические взгляды Феофана Прокоповича // Политические и правовые учения. История и современность. Актуальные проблемы. М., 1988. С. 93

[16] Прокопович Ф. Правда воли монаршей в определении наследника Державы своей // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. М., 1830. Т. 7. №4870. С. 606

[17] Там же. С. 607

[18] Там же.

[19] Одна из составных частей Кодификации Юстиниана. Включает 4652 отрывка из императорских распоряжений (конституций), изданных начиная с императора Адриана (2 в. н. э.) в кончая самим Юстинианом.

[20] Прокопович Ф. Правда воли монаршей в определении наследника Державы своей // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. М., 1830. Т. 7. №4870. С. 610

[21] Там же.

[22] Там же. С. 617

[23] Там же. С. 618

[24] Там же. С. 619.

[25] Там же. С. 621

[26] Там же. С. 624

[27] Там же. С. 624

[28] Там же. С. 625

[29] Там же. С 623

[30] Там же. С 620

[31] Там же. С. 626

[32] Там же. С. 631

[33] Там же. С. 632

[34] Там же. С. 633

[35] Вдовина Л. Н. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Великие духовные пастыри России. М., 1999. С. 366

[36] Прокопович Ф. Духовный регламент. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. М., 1830. Т. 6. №3718. С. 316.

[37] Вдовина Л. Н. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Великие духовные пастыри России. М., 1999. С. 370

[38] Там же.

[39] Вдовина Л. Н. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Великие духовные пастыри России. М., 1999. С.371

[40] Прокопович Ф. Духовный регламент. С. 329.

[41] Прокопович Ф. Духовный регламент. С. 346.

[42] Макарова С. В. Указ. Соч. С. 99.

[43] Прокопович Ф. Правда воли монаршей. Том 7. С. 625.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: