Потребности и Желания

В случае человека особенно обосновано отделение потребностей от желаний, являющихся отражением того, чего хочется. Желания часто рождаются в результате случайного опыта, психических травм и ложного понимания мира. Иногда они рождаются ситуативно, и многие люди очень жалеют, что их реализовали, или даже утверждают, что желания, ведущие к агрессии, сексу или отрицанию, не были «их собственными», что они им «подчинились». Кроме того, чем сложнее желания человека, тем дальше они отстоят от его потребностей, поскольку желания формируются под давлением культуры, которая сформировалась совершенно независимо от потребностей индивида. Желания являются «печатью» культуры, а ведь у нее другие «потребности», чем у индивида. Поэтому люди слишком часто любят есть то, что им не нужно, концентрируются на губительных для них целях, одеваются во вред своему здоровью, избегают решения проблем, важных для их существования, боятся знаний о себе и о мире, чувствуют гордость, действуя себе вред. Возьмем печальный пример директора фабрики, который гордится тем, что вверенное ему предприятие получает высокую прибыль, отравляя среду, в которой живет он сам и его дети. Он гордится тем, что интересы фабрики для него важнее интересов людей, в том числе его близких. К.Обуховский

Теории потребностей

Эпикур

В III в. до н.э. Эпикур из Эфеса размышлял о различных видах потребностей. Он разработал критерии естественности потребностей и их необходимости, а также оценил роль их интенсивности в жизни индивида, отличая страсти, которые нас контролируют, от тех желаний, которые контролируем мы.

Эпикур разделил все потребности на три категории:

- естественные и необходимые (сохранение жизни человеком высшей ценностью и сделал верное предположение, что люди живут, поскольку наделены способностью сохранять жизнь. Поэтому он принял, что потребность в еде и питье является естественной и необходимой),

- естественные, но не необходимые (желание заниматься сексом, несомненно, является естественным, но его удовлетворение не будет обязательным),

- ни естественные, ни необходимые. Желания, проистекающие только из факта жизни среди людей, человек может их иметь, а может и не иметь, в зависимости от способа воспитания, то есть в зависимости от моделей культуры, а также от собственных правил и требований - стремление к власти, к любви.

Эпикур также ввел третий критерий - интенсивность желания. Когда оно становится слишком сильным, то превращается в страсть, «патоз». Эта страсть начинает контролировать личность, подчиняет себе ее стремления и уничтожает ее. По мнению Эпикура, три «страсти» особенно опасны. Это боязнь богов, страх смерти и любовь. Для того чтобы избежать их, Эпикур советует придерживаться взглядов, что у богов есть собственные проблемы, и они нами не интересуются. Смерть не опасна, поскольку когда мы живем, ее нет, а когда она есть, то нас уже нет. Дружба намного надежнее любви и не мешает нашей жизни, увеличивая шансы на достижение мудрости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: