Инстинктивное удовлетворение потребностей

Инстинктивное поведение - поведение по удовлетворению потребностей, которое осуществляется на основе врожденных программ. Реализация инстинкта представляет собой цепочку фиксированных действий, которая приводится в действие врожденным и специфичным для данного вида животных сигнальным раздражителем. Сигнальный раздражитель - это какой-либо аспект среды (цвет, размер, запах и т.д.), а не целостный объект. Например, у самца небольшой рыбы - трехиглой корюшки - в брачный период брюшко становится ярко-красным. Красное пятно на брюшке рыбы выступает в качестве сигнального раздражителя, который запускает инстинктивное поведение защиты территории у других самцов. В период размножения самцы корюшки будут совершать грозные наскоки даже на грубый муляж с красным пятном, сохраняя при этом полную индифферентность по отношению к самцу своего вида, у которого краснота будет замаскирована.

Классическая концепция инстинктивного поведения была сформулирована Конрадом Лоренцом и Нико Тинбергеном, которым в 1973 г. была присуждена Нобелевская премия в области медицины. К.Лоренц и Н.Тинберген: для реализации инстинкта важны как внутренние, так и средовые факторы. Внутренние факторы - количество энергии, имеющейся в нервной системе и используемой для определенных действий; они соответствуют совершенно определенным моментам годового цикла данного вид. Внешние – стимулы, связанные с данной потребностью (Внешний раздражитель настолько привлекателен, что ответная реакция может наступить и при отсутствии объективной потребности. Например, вкусный пирог может вызвать появление аппетита даже у совершенно сытого человека). Модель, предложенная К.Лоренцем и Н.Тинбергеном, получила название «гидромеханической модели мотивации».

Инстинктивное поведение определенного типа может быть начато при различных условиях:

1) в «резервуаре» может скопиться настолько большое количество энергии инстинкта, что поведение начинает разворачиваться без воздействия внешних раздражителей. Так, голод вынуждает животное искать пищу, даже когда ничто во внешней среде о ней не напоминает;

2) достаточно высокая степень активации снижает порог запуска инстинктивного поведения, и сигнальный раздражитель слабой интенсивности срабатывает. Ярким примером такого механизма является миграция лосося (А.Хаслер, 1960). Тихоокеанский лосось вылупляется в ручьях западной части США и Канады. Затем мальки вместе с течением уходят в Тихий океан. Спустя два года, когда в их организмах накапливается необходимый уровень половых гормонов, лососи устремляются обратно к месту своего рождения. Реализация полового инстинкта лососей включает в себя ориентацию на минимальную концентрацию химических веществ родного ручья, которая дает им возможность безошибочно выбирать направление и идти на нерест туда, куда «нужно». Не достигшие половой зрелости рыбы остаются безразличными к такого рода сигнальным раздражителям, в то время как зрелые рыбы демонстрируют фантастическую чувствительность: буквально капли родной воды (сигнальный раздражитель) достаточно для запуска инстинктивного поведения;

3) сигнальный раздражитель может быть настолько силен, что инстинктивное поведение осуществляется, несмотря на недостаточную готовность организма. Например, известно, что сигнальным раздражителем для птиц-родителей служит широко открытый клюв птенцов. Мотивационной привлекательностью широко открытого клюва птенца, которой родители просто не могут противостоять, умело пользуются представители других видов, успешное выживание которых связано с паразитированием. Так, птенцы кукушки, подброшенные матерью в гнезда более мелких птиц, конечно, разевают клюв шире, чем их родные дети. В результате несчастные родители неутомимо выкармливают подкидыша, обрекая своих птенцов на голодную смерть.

При инстинктивной мотивации процесс опредмечивания потребности часто носит характер импринтинга - мгновенного и необратимого нахождения потребностью своего предмета (открыл Дуглас Сполдинг (1875): наблюдая развитие вылупившихся из яйца цыплят, обнаружил, что в первые дни после рождения цыплята следуют за любым движущимся предметом. Они как бы «считают» его своей матерью и впоследствии демонстрируют ему привязанность. Однако наблюдения Сполдинга не были оценены при его жизни и получили широкую огласку только в 1950-х гг. К.Лоренц повторил и значительно расширил данные Сполдинга). Считается, что явление импринтинга возможно только на строго определенной стадии развития организма (сензитивные периоды). Цыпленок проявляет ярко выраженную реакцию следования (импринтинг матери) только в период 5-25 часов после вылупления из яйца. После завершения этого периода при приближении аналогичного объекта он скорее будет демонстрировать реакцию страха. Наличие сензитивных периодов для инстинктивного опредмечивания потребностей биологически целесообразно. Действительно, существо, которое детеныш увидит сразу после рождения, скорее всего, окажется его матерью, а тот, кто придет позже, может быть опасным хищником. В свою очередь, у матери также наблюдается импринтинг своего детеныша. Так, у коз имеется особая чувствительность к запаху детеныша, которая быстро исчезает. Если в этот сенситивный период подменить козленка, коза будет воспринимать его как своего, а родного детеныша отвергать.

Вопрос о наличии инстинктивного поведения у человека до сих пор остается открытым. Существуют данные, что явления, подобные импринтингу у животных, наблюдаются и у людей. Термин «бондинг» употребляется для обозначения процесса возникновения эмоциональной привязанности между родителями и новорожденным, формирующейся в первые часы и дни после рождения. Например, отцы, которые присутствовали при рождении своих детей и имели возможность общаться с ними в первые часы жизни, впоследствии проявляли гораздо большую любовь и участие к ним. В другом исследовании было показано, что матери, которые находились в одной комнате с младенцем в течение трех дней после родов, даже по прошествии несколько лет демонстрировали значительно более высокую привязанность к своим детям, чем те, которым младенцев приносили только для кормления. Есть данные и о том, что у людей, которые провели вместе детс тво, отсутствует половое влечение друг к другу. Данный факт связывается с действием механизма, аналогичного родственному импринтингу у животных: поскольку близкородственное скрещивание является эволюционно опасным, животные избегают при образовании пары своих семейных собратьев, запечатлевая их в ранний период жизни.

Классическое представление об инстинкте включает в себя представление о необратимом характере импринтинга, т.е. формировании жесткой мотивационной связи с объектом. Хотя схожий явления можно наблюдать и в человеческом поведении (некоторые мужчины влюбляются только в блондинок), все-таки человек ориентируется не на изолированные характеристики объекта, а на целостную картину мира. + распредмечивание потребностей!

В жизни человека инстинктивный способ удовлетворения потребностей (если он вообще существует) является скорее рудиментом, чем преобладающей формой. Человек включен в постоянную цепь деятельности, в которой он не только удовлетворяет уже сложившиеся у него потребности, но и создает новые → Деятельное удовлетворение потребностей!

Теория потребностей Абрахама Маслоу (американский психолог русского происхождения)

Потребности человека образуют пирамиду:

1. Физиологические потребности (в воде, пище и др.) - непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне; только после этого любые потребности более высокого уровня станут актуальными.

2. Потребность в безопасности, защищенности (в порядке, защищенности, устойчивости) - отражают заинтересованность в долговременном выживании, т.е. это потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Например, предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком можно рассматривать как поступок, отчасти мотивированный поисками безопасности. Другое проявление потребности в безопасности и защищенности можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами, такими, как наводнение, землетрясение, общественные беспорядки, война и т.д. Потребности в безопасности касаются прежде всего детей. Они охватывают необходимость для детей уверенности, порядка и предсказуемости окружения. Особенно сильно они проявляются во время болезней, необходимости медицинских процедур и при изоляции в больнице. У взрослых они также включают такие ситуации, как безработица, развод, обнищание. Эти потребности удовлетворяются не только благодаря собственному защитному поведению, но и через религию, подчинение власти, сильной личности и т.д.

3. Аффилиативные потребности - в принадлежности и любви (в принадлежности к группе, в признании и принятии) - проявляются в стремлении человека установить отношения привязанности с другими в своей семье или группе. Быть любимым и принимаемым - способ здоровой положительной самооценки, поскольку предполагает взаимное уважение, восхищение и доверие. Их неудовлетворение выражается в чувстве одиночества, отсутствии близких, ностальгии по далекому путешествию или жизни вне дома. Так, ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тянутся к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости.

А.Маслоу: «Можно сказать, что организм спроектирован так, что нуждается... в любви, как автомобиль спроектирован так, что нуждается в топливе и масле».

Маслоу определил два рода любви у взрослых:

- дефицитарная любовь - любовь к другим потому, что они удовлетворяют какую-то потребность. Чем больше удовлетворение, тем более усиливается любовь этого рода. Такая любовь возникает из потребности в самоуважении или в сексе, или из страха одиночества и т.п.;

- бытийная любовь - любовь к сущности, к бытию или «существу» другого. Такая любовь не стремится к обладанию и занята больше добром для другого, чем эгоистическим удовлетворением. Маслоу часто описывал бытийную любовь как обнаруживающую даосское отношение невмешательства, способность давать всему идти своим чередом и ценить то, что есть, не пытаясь улучшить что-либо. Например, бытийная любовь к природе выражается в умении любоваться цветами, наблюдать их рост, оставляя их в покое, тогда как дефицитарная любовь выражается в срывании цветов и устроении из них букетов. Бытийная любовь - это идеал необусловленной любви родителей к ребенку, которая может распространяться даже на маленькие несовершенства ребенка. По Маслоу, бытийная любовь богаче, дает больше удовлетворения и более длительна, чем дефицитарная. Она остается живой и свежей, в то время как дефицитарная любовь со временем утрачивает свежесть и остроту.

4. Потребность в уважении, самоуважении (компетентности, авторитете) - возникает, когда потребность любить других и быть любимыми ими достаточно удовлетворена и ее влияние на поведение уменьшается. Потребности в самоуважении Маслоу разделил на два типа:

- самоуважение, которое включает такие понятия, как компетентность, уверенность, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь; удовлетворение потребностей в самоуважении порождает чувство умеренности, достоинство и осознание того, что человек полезен и необходим;

- уважение другими - это потребность в престиже, признании, репутации, статусе, оценке и приятии. Здесь человеку необходимо знать: то, что он делает, признается и оценивается. Маслоу предположил, что потребности в уважении достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.

Маслоу склонен считать, что на самом деле это должно быть уважение к самому себе, а то, что исходит от других людей, имеет только вспомогательные функции.

5. Познавательные потребности (стремление знать, исследовать) -

6. Эстетические потребности (в гармонии, симметрии, красоте, порядке) -

7. Потребность в самовыражении, самоактуализации (в реализации своих целей, способностей) - потребность реализовать желание человека стать тем, кем он может быть. Самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым можно стать в потенции, достичь вершины своего потенциала, каждый становится тем, чем должен быть, чтобы быть собой в соответствии со своей натурой. Но, по Маслоу, многие избегают в полной мере использовать свой потенциал, опасаясь ответственности (предпочитают предоставлять за себя ответственность другим). Они предпочитают ставить перед собой незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Социализация также оказывает затормаживающее влияние на процесс самоактуализации. Таким образом, людям нужно общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. Еще одно препятствие для самоактуализации - негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Дети, воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе самоактуализации.

Маслоу составил очень подробную психологическую характеристику «самоактуализаторов», людей, достигших уровня удовлетворения потребности в самоактуализации. Он основал ее на биографических данных 48 человек. Он считал, что они наделены: способность принимать себя и окружающий мир, спонтанность, креативность, естественность, автономия, свежий взгляд, ощущение общественного интереса, демократические черты характера, умение отличать цели от средств. Они имеют (по крайне мере, так воспринимают их окружающие) следующие особенности: стремление к одиночеству и приватности, некоторая рассеянность в контактах с людьми, эмоциональный холод, небольшая потребность в такой дружбе, которую жаждут обычные люди, не достигшие самоактуализации. Получается, что самоактуализаторы не всегда симпатичны!!! Они способны на беспощадные, жесткие, хотя и спокойные решения по отношению к людям, которые, например, их подвели. Создается также впечатление, что они легко примиряются с потерей близких, причем, ведут себя так, будто у них нет сердца.

Особенное отличие самоактуализаторов в том, что они испытывают некое психическое состояние, близкое к мистическим переживаниям. Маслоу называет это состояние «вершиной опыта», или «океаническим чувством».

Самоактуализаторы склонны исключительным образом переживать даже многие повседневные события (пиковые переживания). Любовь, секс, творческие моменты, озарение вызывают у них экстатические состояния, для достижения которых другим приходится прибегать к химическим стимуляторам. Это означает особое качество жизни, в которой нет места пустоте и апатии.

Иерархический принцип! Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется к удовлетворению потребностей данного уровня и будет стремиться удовлетворить эти потребности в достаточной мере.

Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух (или более) уровнях потребностей. Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так: физиологические - на 85%, в безопасности и защищенности - на 70%, в любви и принадлежности - на 50%, в самоуважении - на 40%, в самоактуализации - на 10%.

В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории потребностей человека:

1) Потребности дефицита: отражают актуальные нужды. Функционируют по гомеостатическому принципу (принципу равновесия, баланса): актуализация - удовлетворение (насыщение) - угасание.

2) Потребности роста (метапотребности): как бы «смотрят в будущее», т.е. не ограничиваются сохранением существующего, а нацелены на рост и развитие. Отличаются принципиальной ненасыщаемостью и возрастанием интенсивности по мере удовлетворения.

А.Маслоу: «Много пользы нам принесло бы осознание того факта, что высшие стремления являются частью, биологической природы человека, столь же неотъемлемой, как потребность, в пище».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: