Понимание потребности как предмета удовлетворения нужды

Мы часто говорим: хочу новый костюм, нуждаюсь в деньгах и т.п. Нелогичность принятия предмета удовлетворения потребности за саму потребность можно показать на многих примерах: 1) здесь причина (потребность) и следствие (предмет, ее удовлетворяющий) поменялись местами: телега встала впереди лошади; 2) одна и та же нужда может удовлетворяться разными предметами. Если принять эти предметы за потребности, тогда одна и та же нужда превращается сразу в несколько опредмеченных потребностей.

Взгляд на потребность как на предмет приводит некоторых психологов к тому, что именно предметы рассматриваются как средство развития потребностей. Так, в одном из учебников утверждается, что развитие потребностей происходит путем изменения круга предметов, удовлетворяющих их. Выходит, чем больше предметов окружают человека, тем больше у него потребностей (в реальности речь должна идти об обогащении способов и средств удовлетворения потребности, а не о появлении новых потребностей). Ребенок, поиграв с игрушкой, бросает ее и берет другую не потому, что у него исчезла потребность в игре, а потому, что ему надоело удовлетворять эту потребность с помощью одного и того же предмета. При этом у него не возникает «потребность» в конкретной новой игрушке; он возьмет любую попавшуюся ему на глаза. С другой стороны, даже при наличии интересных книг в домашней библиотеке у многих детей не возникает желания прочесть их, не появляется любовь к чтению. Все это свидетельствует о том, что развитие потребностной сферы человека не осуществляется по типу «стимул-реакция» (предмет-потребность) из-за предъявления ему новых предметов. Это не приводит к желанию иметь их именно потому, что у человека отсутствует соответствующая этим предметам потребность. Реклама!!!

К.К.Платонов: потребность - это психическое явление отражения объективной нужды в чем-либо организма (биологические потребности) и личности (социальные и духовные потребности).

Необходимо разделять понятия «потребность организма» и «потребность личности».

Потребности организма (нужды)  
не осознаваемые (не ощущаемые) осознаваемые (ощущаемые) биологические осознаваемые (понимаемые) социальные
  Потребности личности
     

Это обусловлено следующими обстоятельствами:

1) не всякая нужда организма (органическая потребность, дефицит) осознается человеком и превращается в побуждение, например нужда в минеральных веществах, витаминах и т.п. Поэтому часть нужд организма (которые не отражаются в сознании) могут не переходить в потребность личности;

2) осознаваемые органические потребности (называемые биологическими) - в пищевых веществах, в кислороде и т.п. - отражаются в сознании человека не только в виде ощущений («сосание под ложечкой» при голоде, например), но и как переживание напряжения в виде желания разрядить это напряжение, а порой и усилить, если оно связано с положительными эмоциями. Поэтому потребность личности - это не просто осознание нужды в виде ощущения, это чаще всего трансформированная в переживание и желание нужда. Человек испытывает нужду не в белках, жирах и углеводах, а в пище, притом приготовленной определенным способом, не в кислороде, а в воздухе, во вдохе и т.д.

Различия между нуждой (биологической потребностью) и потребностью личности отчетливо проявляются при рассмотрении сна человека. Потребность организма во сне четко проявляется тогда, когда человек засыпает против своей воли (при чтении книги, при просмотре телепередачи и т.п.); потребность же личности может проявиться, например, тогда, когда человек решает заснуть (ложится раньше, чтобы раньше встать).

Потребности первоначально носят диффузный характер и предшествуют формированию мотивов (почувствуйте разницу между «хочу есть» и «хочу бабушкиных пирожков с капустой»). Потребность выступает лишь как состояние нужды организма, которое само по себе не способно вызывать никакой определенно направленной деятельности.

Можно выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность, и после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту, не «расшифрована» для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны же поведения потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. До своего первого удовлетворения потребность, как отмечал А.Н.Леонтьев, еще «не знает» своего предмета, он еще должен быть найден, и, добавим, его еще необходимо запомнить. Поэтому потребности младенцев первоначально с предметами не связаны. Наличие потребности они выражают общим беспокойством, плачем. Со временем дети узнают те предметы, которые помогают избавиться от неприятных ощущений или получить удовольствие. Постепенно образуется и закрепляется условно-рефлекторная связь между потребностью и объектом ее удовлетворения, его образом.

В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап в «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.

Эта встреча часто протекает очень драматично. Вспомним слова пушкинской Татьяны: Ты чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он!

В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность; 2) быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете.

В опытах К.Лоренца первая черта обнаруживалась в том, что гусята могли последовать за любым движущимся предметом (это были: лодка, сам К.Лоренц, подушка, игрушечный гусенок и др.); вторая же - в том, что они полностью фиксировались на этом предмете «с места»: если гусенок однажды пошел за подушкой, он начинал ходить за ней уже всегда, не реагируя на настоящую мать.

Нужно сказать, что факт фиксации потребностей хорошо известен в практике воспитания детей. Например, в конце первого года жизни ребенка очень рекомендуется разнообразить его пищу. Иначе ребенок может зафиксироваться на каше и молоке и отказываться брать в рот такие необходимые продукты, как мясо, яйца и т.п.

Родители часто и справедливо обеспокоены тем, какой товарищ окажется у их сына, а родители девушки - какой молодой человек ей впервые понравится. Они интуитивно знают, что потом повлиять на выбор своих детей будет поздно, и это происходит именно из-за быстрой фиксации потребностей.

Итак, в момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности.

Только на втором этапепотребность становится способной направлять и регулировать деятельность(перейти от стадии хаотичного поиска подходящего предмета к стадии целенаправленного действия). Обретение цели действия (реально присущей, существующей или только мыслимой) знаменует начало по-настоящему активной фазы в развитии мотивационной сферы, скачок от «Почему?» к «Во имя чего?».

С точки зрения адекватного удовлетворения потребности критически важным являются процессы опредмечивания и распредмечивания потребности. В акте опредмечивания потребности рождается мотив. Деятельность всегда мотивирована, т.е. детерминирована мотивом - предметом, на который она направлена. Возможность (и представленность в эволюционном развитии) противоположного процесса распредмечивания потребностей обеспечивает гибкость и вариативность поведения, как при изменениях внешнего мира (среды обитания животных или условий жизни человека), так и в связи с изменениями самого субъекта, что особенно важно для жизнедеятельности личности.

Потребности являются основной побудительной силой познавательной и практической деятельности человека. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен изыскивать те или иные средства и, следовательно, решать определенные теоретические и практические задачи (общественно организованный труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных потребностей человека, порождал все новые, более многообразные и утонченные потребности, а возникновение новых потребностей побуждало к более разносторонней деятельности для их удовлетворения).

Человек сознательно регулирует свои потребности, учитывая при этом не только внешние условия, но и моральные нормы поведения, ценности общества. Современный человек не будет рвать сырое мясо зубами, не станет брать салат руками и т.д.

Потребности находятся в определенном иерархическом расположении, и их актуализация обусловлена как жизненными обстоятельствами, так и взаиморасположением в системе иерархических взаимосвязей. Доминирующая конкретная потребность может подавлять все остальные и определять основные цели жизнедеятельности. Например, человек, испытывающий голод и жажду, может думать только о поисках возможности утоления или жажды, или голода. Однако человек, испытывающий нравственную потребность, может не только игнорировать голод и жажду, но и пожертвовать собственной жизнью.

Человек всегда испытывает действие каких-либо потребностей: место реализованной потребности занимает другая актуализированная потребность, обычно также проявляющаяся в системе многих других.

Источник развития потребностей - взаимосвязь производства и потребления материальных и духовных благ. «Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большей мере от культурного уровня страны» (маленький дом и дворец рядом).

Развитие деятельности человека трансформирует его потребности и порождает новые потребности, в результате чего иерархия потребностей меняется. Со временем и в зависимости от конкретных условий потребности меняются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: