Агенты социализации

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

1. Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

2. Вторичная социализация:

профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей.

включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).

пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп, институтов, которые заинтересованы в том, чтобы человек усваивал определенные ценности и осваивал конкретные социальные роли. Это - агенты и институты социализации. Среди них выделяются:

· отдельные личности - агенты социализации, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания (например, учитель, родители и т. д.);

· учреждения - институты социализации, которые направляют социализацию, контролируют ее протекание (например, школа, вуз и т. д.). По характеру воздействия агентов социализации (прямому или опосредованному) выделяют первичную и вторичную социализации и их агентов. Так, агентами первичной социализации являются родители, родственники, семья, друзья, сверстники, учителя, врачи и т. д. Все они составляют первичную или ближайшую к человеку среду, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида.

Агентами вторичной социализации выступают администрации школы, вуза, предприятия, институты государства: армия, полиция, суд, а также церковь, средства массовой информации, политические партии и т. д.

На различных этапах социализации роль агентов неодинакова. В младенческом возрасте особое значение приобретают отношения ребенка с родителями, родственниками, братьями, сестрами, которые являются основными агентами социализации. Ведь ребенок в этом возрасте (от 1 до 3 лет) нуждается в заботе, ласке, любви, безопасности. На этом этапе социализации у ребенка важно сформировать мотивацию на привязанность к людям, желание доверять им, подчиняться определенным требованиям.

На следующей стадии (от 3 до 8 лет) наряду с основными агентами социализации появляются дополнительные, которые в своем влиянии более специализированы, то есть формируют конкретные качества. Среди них: учителя, воспитатели дошкольных учреждений, врачи, полицейские на улицах и т. д. На этом этапе агенты воздействуют с целью овладения мыслительными и познавательными навыками. Происходит постепенное вытеснение агентов первичной социализации, то есть родителей, и замена их сверстниками.

Существенное значение в процессе социализации приобретают средства массовой информации, особенно телевидение, поскольку информация телепередач легко усваивается, имеет символическое содержание, обеспечивает усвоение ценностей и стандартов поведения.

На стадии от 8 до 15 лет особая роль принадлежит малым социальным группам ровесников. С помощью группы сверстников облегчается переход от родительской опеки к взрослости, раскрываются те или иные индивидуальные качества, ранее подавленные авторитетом отца или заботой матери.

Нарушения в процессе социализации приводят к неудавшейся социализации (фобии, психические отклонения, маргинализация, преступность…).

Одной из причин подобных нарушений является депривация - отсутствие родительской заботы, которая оказывает влияние на эмоциональное и психическое здоровье и познавательные способности ребенка. Особенно остро они проявляются в экстремальных ситуациях.

Выводы:

Таким образом, социализация как процесс осуществляется в результате межличностного взаимодействия, в процессе которого происходит передача смысла и значения поступков, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей, прав и обязанностей, т.е. происходит обучение человека элементарным правилам человеческого общежития.

В результате социального взаимодействия осуществляется интернализация, т.е. превращение внешних норм и предписаний во внутренние правила поведения и убеждения.

«Дети джунглей», воспитанные в животной среде, усваивают только повадки животных. И даже вернувшись в общество, они так и не становятся личностями. Подобных люди называют в науке феральными, т.е. не ставшими полноценными членами общества по причине их изоляции.

Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: