Виды поддержки в обучении ребенка с особыми потребностями

Министерством образования и науки Украины (инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 18.05.2012 № 1/9-384 «Об организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях») определены целый ряд вспомогательных методов для работы с детьми с особыми потребностями: адаптация, модификация, индивидуальная учебная программа, портфолио. Каждый метод предназначен для решения учебных потребностей отдельного ребенка и предполагает индивидуальный подход в определении ожидаемых результатов обучения и его оценивании.

Модификация – трансформирует характер подачи материала путем изменения содержания или концептуальной составляющей учебного задания. Например, сокращение содержания учебного материала; модификация учебного плана или целей и задач, принятых для конкретного ребенка, коррекция заданий, определение содержания, который необходимо усвоить. Модификация используется для учащихся (воспитанников), которые имеют интеллектуальные нарушения, а также сложные нарушения в психофизическом развитии.

Адаптация – изменение характера подачи материала, при этом не изменяется содержание или концептуальное составляющее учебного задания. Могут использоваться следующие виды адаптации:

- приспособление среды (увеличение освещения в классной комнате для детей с нарушением зрения; уменьшение уровня шума в классе, где обучается слабослышащий ребенок, обеспечение его слуховым аппаратом т.д.);

- адаптация учебных подходов (использование учебных заданий различного уровня сложности; увеличение времени на выполнение задания, изменение темпа урока, смена видов деятельности и т.д.);

- адаптация материалов (использование учебных пособий, наглядности и других материалов; использование печатных текстов с разным размером шрифта, карточки-подсказки и другое).

Также при планировании учебно-воспитательного процесса в обучении ребенка с особыми потребностями используется дифференцированный поход.

Дифференцированный подход – педагогический подход в обучении или оценивании, который предполагает варьирование способов подачи и отработки учебного материала с учетом индивидуальных особенностей, интересов и сильных сторон учащегося (воспитанника). В процессе планирования и повседневной практике обучения педагоги целенаправленно используют различные стратегии и приемы, систематически проводят текущее оценивание, чтобы создать условия для продуктивной учебной деятельности и помочь ребенку с особыми потребностями достичь ожидаемых результатов. Исходными положениями дифференцированного подхода состоят в том, что, во-первых, существует большое количество способов достижения таких результатов, и, во-вторых, каждому учащемуся (воспитаннику) для полной реализации своего потенциала необходима уникальная комплексная совокупность форм и методов подачи и отработки учебного материала. Дифференцированный подход обеспечивает учащемуся (воспитаннику) различные варианты деятельности на разных этапах обучения.

Для учащихся (воспитанников), которые имеют интеллектуальные нарушения, а также со сложными нарушениями в психофизическом развитии (нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата в соединении с умственной отсталостью, задержкой психического развития) разрабатывается индивидуальный учебный план и индивидуальная учебная программа.

Индивидуальный учебный план определяет перечень учебных предметов, последовательность их изучения, количество часов, которые отводятся на изучение каждого предмета по годам обучения, и недельную нагрузку по количеству часов. В плане учитываются дополнительные часы на индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору, факультативы и т.д.

Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе рабочего учебного плана школы с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации и на основе Типовых учебных планов специальных общеобразовательных учебных заведений для детей, которые требуют коррекции физического и (или) умственного развития.

Индивидуальная учебная программа ребенка с особыми потребностями в классе с инклюзивным обучением разрабатывается на основе типовых учебных программ общеобразовательных учебных заведений, в том числе специальных, с соответствующей их адаптацией.

Индивидуальная учебная программа определяет содержание, систему знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащейся (воспитанник) в учебном процессе по каждому предмету, а также содержание разделов и тем.

При составлении индивидуальной учебной программы педагоги в первую очередь анализируют соответствие требований учебной программы и методов, которые используются на уроках, актуальным и потенциальным возможностям ребенка с особыми потребностями.

С целью оценивания индивидуальных достижений учащегося (воспитанника) используется такой метод оценивания как портфолио.

Портфолио – это накопительная система оценивания, которая предполагает формирование умения учащихся (воспитанников) ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; накопление различных видов работ, которые указывают на движение ребенка в индивидуальном развитии; активное участие в интеграции количественных и качественных оценок; повышение уровня самооценки.

Такое оценивание предполагает определение критериев для включения наработок ребенка с особыми потребностями в портфолио; формы подачи материала; спланированность оценочного процесса; элементы самооценки со стороны самого учащегося (воспитанника).

Процесс индивидуального планирования и составление индивидуальной программы развития

Технология планирования и внедрение программы конкретного ребенка с особыми потребностями состоит из следующих этапов:

1. Разработка общей характеристики ребенка.

2. Разработка и оформление индивидуальной программы развития, при необходимости индивидуального учебного плана.

3. Внедрение индивидуальной программы развития.

4. Пересмотр, оценка и внесение изменений в индивидуальную программу развития.

При объединении этих компонентов создается непрерывный и гибкий процесс.

С целью разработки общей характеристики ребенка в первую очередь определяется состав команды. Затем члены команды собирают информацию о ребенке и обмениваются ею.

Разработка общей характеристики ребенка в краткой форме отображает всю совокупность информации, которой владеет команда поддержки о ребенке с особыми потребностями, указывает на приоритетные учебные потребности, служит ориентиром для команды в разработке индивидуальной программы развития.

Общая характеристика учащегося включает:

- историю развития и общую информацию о ребенке;

- краткие выводы результатов комплексной оценки и психолого-педагогического изучения специалистами учебного заведения, психолого-медико-педагогической консультации;

- обобщающие данные об интересах учащегося, его способностях;

- четкое описание слабых и сильных сторон ребенка, его достижений;

- приоритетные учебные потребности, которые определенны командой поддержки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: