Определение в общей характеристике сильных сторон учащегося (воспитанника), его потребностей, текущих достижений служат основой для разработки индивидуальной программы развития.
Определение направлений в разработке индивидуальной программы развития
Все дети способны обучаться, но не все усваивают одно и тоже в одинаковом темпе или одинаковым способом. Для определения основного направления в разработке индивидуальной программы развития команда поддержки учащегося (воспитанника) должна проанализировать его общую характеристику, изучить рекомендации психолого-медико-педагогической консультации, разработать предполагаемые долгосрочные цели и краткосрочные задачи, определить, какие виды поддержки ему необходимы.
Если учащемуся (воспитаннику) необходимы специфические виды поддержки для достижения долгосрочной цели в соответствии с типовым учебным планом, то это обстоятельство документируют с определением видов поддержки, а также данных об их эффективности. Такие записи необходимы для планирования и коммуникации. Кроме адаптаций, важно фиксировать текущие достижения учащегося, чтобы провести связь между его потребностями, стратегиями и материалами, которые используются для предоставления поддержки. Необходимо также постоянно пересматривать адаптации, чтобы они и в дальнейшем оставались эффективными и полезными для ребенка.
|
|
Если учащемуся (воспитаннику) необходима только адаптация, то нет необходимости формулировать для него краткосрочные задачи. В таком случае он обучается в соответствии с адаптацией, предусмотренной типовым учебным планом общеобразовательной школы. Некоторые учащиеся могут учиться по программе общеобразовательной школы, но, кроме определенных долгосрочных целей, имеют потребности в других сферах, например, в усовершенствовании поведения и моторики. Для них необходимо разрабатывать краткосрочные задачи только в целевых сферах.
Приоритетные учебные потребности по сферам
На основе характеристики учащегося команда поддержки определяет его сильные и слабые стороны, приоритетные учебные потребности (или общие аспекты, которые требуют внимания). Как правило, эти аспекты можно сгруппировать по сферам. Чем больше потребностей у учащегося (воспитанника), тем больше количество сфер для разработки его индивидуальной программы развития.
Выделяют следующие сферы:
- коммуникативная (вербальная и невербальная);
- когнитивная (академическая);
- трудовая деятельность;
- проведение свободного времени;
- социальные навыки и отношения;
- самообслуживание;
- самостоятельная жизнь;
|
|
- физическая;
-эмоционально-волевая и поведение.
Описание текущего уровня развития и успешности ребенка по сферам
Текущий уровень развития и успешности ребенка – это точное описание достижений учащегося (воспитанника) по каждой сфере. Эту информацию можно получить из общей характеристики ребенка и использовать как основу для разработки долгосрочной цели, так и базовый индикатор для измерения достигнутого прогресса.
Разработка долгосрочных целей по сферам
Долгосрочные цели – это краткая формулировка, в которой говорится, что учащейся (воспитанник) должен знать и уметь делать в конце учебного года. Для команды поддержки важно ограничиться реальным количеством долгосрочных целей для каждой сферы.
Каждая долгосрочная цель должна:
1. быть направлена на удовлетворение ведущей учебной потребности, которая указана в общей характеристике учащегося;
2. выходить из его текущих достижений;
3. учитывать степень прогресса учащегося (воспитанника) из предыдущего периода;
4. быть достаточно сложной, чтобы мотивировать учащегося (воспитанника);
5. быть достижимой;
6. делать акцент на том, чему учащейся (воспитанник) должен научиться;
7. определять, что учащейся (воспитанник) будет делать (а не какие действия перестанет делать).
Фундаментальная составляющая технология индивидуального планирования – это поиск соответствующих формулировок для записи долгосрочных целей. Результативность долгосрочных целей должна отвечать критериям SMART.
Specific | - конкретность: | четкое и однозначное формулирование индивидуальных учебных заданий. |
Measurable | - измеримость: | индивидуальные задания сформулированы таким образом, что предоставляют возможность описать ожидаемые успехи учащегося (воспитанника) и оценить их. |
Achievable | - достижимость: | индивидуальные задания должны быть достижимы для учащегося (воспитанника). |
Relevant | - актуальность: | индивидуальные задания должны быть значимыми для учащегося (воспитанника). |
Time-related | - измеримы во времени: | индивидуальные задания могут быть достигнуты за определенный промежуток времени (например, в течение одного учебного года). |
Формулирование долгосрочной цели (ДЦ) можно сформулировать следующим образом:
ДЦ = учащейся (воспитанник) + глагол в будущем времени + что/каким образом + по каким критериям + где + за какой срок. (последовательность формулировки можно изменять)
Андрей к концу 2013/2014 учебного года на уроках русского языка в 5 классе будет самостоятельно писать в соответствии с заданиями учителя на 80 % правильно.
Анна к концу 2013/2014 учебного года на уроках математики в 1 классе научиться считать, выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10 в соответствии с заданиями учителя на 75% правильно.
Разработка краткосрочных задач к каждой долгосрочной цели
Долгосрочные цели необходимо планировать таким образом, чтобы их реально можно было бы достигнуть в течение учебного года. Чтобы помочь учащемуся (воспитаннику) приблизиться к ним, каждая долгосрочная цель разделяется на более мелкие, но последовательно выстроенные шаги, которые называются краткосрочными задачами. В них более детально описывается методика преподавания и оценивания. Реализация краткосрочных задач в результате должно привести к достижению долгосрочной цели.
Подобно долгосрочной цели, краткосрочные задачи описывают поведение, которое поддается наблюдениям и, которое можно измерить. Чтобы сформулировать такое задачи, команда поддержки учащегося (воспитанника) должна:
- определить главные составляющие в достижениях долгосрочной цели;
- выстроить эти составляющие в определенной последовательности;
- описать, каким образом учащейся (воспитанник) должен продемонстрировать владение навыками, предусмотренные краткосрочными задачами;
|
|
- установить срок, за который учащейся (воспитанник) должен усвоить эти навыки;
- определить условия, по которым учащейся (воспитанник) должен продемонстрировать соответствующее поведение (например, среду, необходимый уровень помощи, необходимое оборудование);
- указать критерии (например, правильность, точность, продолжительность, частоту, стандарт выполнения ожидаемых действий/поведения), по которым можно оценить достижения учебной цели, предусмотренная этой краткосрочной задачей.
Реализация краткосрочных задач должна охватывать реальный промежуток времени, обычно от 6 до 8 недель. При этом необходимо регулярно пересматривать, оценивать и их корректировать. Кроме этого, краткосрочные задачи необходимо разрабатывать и формулировать таким образом, чтобы плановые сроки их выполнения совпадали с завершением отчетного периода в работе школы (детского сада).
Оформление индивидуальной программы развития
- учебные стратегии и материалы, которые планируется использовать в работе с учащимися (воспитанниками);
- среда, в которой учащейся (воспитанник) будет работать над своими долгосрочными целями;
- соответствующие стратегии оценивания;
- члены команды, которые непосредственно будут привлекаться для реализации индивидуального плана;
- роли и обязанности каждого участника команды.
Ассистент учителя (в случае его отсутствия может быть другой член команды) оформляет индивидуальную программу развития и ознакамливает с ней всех членов команды поддержки. Каждый член команды привлекается к работе с индивидуальной программой развития, однако ответственным определяется только один, который также протоколирует все заседания команды.