ППВС от 24.10.06 г. № 18 «О некоторых вопросах возникающих у судов о примени особенной части КоАП» п.23-26

2 метода борьбы с налоговыми преступлениями: американский (ужесточение санкций), европейский (мягкий способ обращения с нарушителями).

Функции налогов:

- регулирующая (базируется на товарно-денежных отношениях);

-стимулирующая (развитие НТП, социальные явления и пр.);

Экономические принципы налогоплательщика:

- принцип справедливости (больше доход – больше налог);

- принцип определенности и удобство налогообложения;

- принцип экономии издержек по взиманию налогов;

- принцип достаточности (налогов должно взиматься столько, чтобы обеспечить социальные нужды государства и пр. необходимых элементов);

- принцип сбалансированности интересов налогоплат и государства:

Юридические принципы:

- принцип нейтральности (обязательность уплаты налогов и равенства всех налогоплательщиков перед ними);

- принцип установления только законом;

- принцип отрицания обратной силы налоговых;

-принцип приоритета налоговых законов над другими;

-принцип приоритета интересов государства и налогоплательщиков;

Налоговые преступления (их 5 составов):

- уклонение налогоплательщика;

- нарушения порядка оплаты;

Объект: финансовые интересы государства и установленные законом порядок контроля за получаемыми доходами (большинство авторов); финансовая система, имущественные, страховые фонды (мнение

Предмет: налоги, сборы, финансовые документы; денежные суммы недополученные государством (мнение меньшинства); документы и недополученные суммы. Предмет- психика работников налоговых органов.

Понятие налога и сбора – ст. 8 НК РФ

Отличие налога от сбора:

1) Налоги носят односторонний характер

2) Налоги не порождают со стороны государства каких то действии в ответ на их уплату.

3) Размеры налогов определяются платежеспособностью лица (наличием имущества)

4) Налоги идут на общегосударственные нужды, сбор оплачивает конкретное государственное учреждение

Налоги у нас трехуровневые.

Мы их и так помним.

Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые это подоходно-имущественные, косвенные это налог на потребление – их взимают в результате потребления каких либо благ.

Налогоплательщик – организация или ФЛ на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по уплате соответствующих налогов и сборов.

Объективная сторона:

4 состава из 5 материальные, (199.2 – формальный состав)

Окончены в момент неуплаты соответствующих налогов и сборов за период указанный в законе в определенный срок.

Имущественный ущерб в виде не поступления должного в бюджет.

Обязательным признаком является крупный размер, квалифицирующим особо крупный.

Обязанность налогоплательщика считается исполненной после подачи в банк соответствующего платежного поручения.

Порядок исчисления размеров по налоговым преступлениям (примечание к ст. 194, 199):

1) Абсолютный

2) Абсолютно-относительный.

По 198 и 199 существует оба порядка – и различаются:

1) Для граждан в абсолютных цифрах свыше 1.8 млн., Абсолютно-относительный свыше 600 т.р. если за 3 финансовых года это превышает 10% подлежащих уплате налогов. Особо крупный в абсолютных цифрах свыше 9 млн, абсолютно относительные свыше 3 млн и превышает 20%

2) Для налоговых агентов и ЮЛ свыше 6 млн, свыше 2 млн если за 3 фин года превышает 10%. Особо крупный свыше 30 млн, свыше 10 млн если за 3 фин года превышает 20%

Надо складывать суммы налогов и сборов которые не были уплачены. Стоит учитывать только те суммы которые не были уплачены по истечении налоговых периодов. Вопрос: эти 10 и 20% мы должны брать только от того налога, который он не платил, или от суммы всех налогов и сборов, подлежащих уплате за 3 финансовых года. Ответ: п. 12 ПП ВС – надо исходить из суммы всех налогов. При определении размера надо исходить из налогов и сборов, которые были установлены к данному налоговому периоду (то есть по ставкам того периода); дальнейшее повышение ставок не влияет ни на что. Нет единства мнений по вопросу, что будет, если в дальнейшем этот налог отменили, а его еще не привлекли к ответственности. То есть декриминализирует ли отмена налога данное преступление? Ответ – скорее да, чем нет, т.к. п. 3 ст. 44 НК дает закрытый перечень оснований не уплаты налога и там нет такого основания как отмена налога и изменения законом. Декриминализация будет только если закон, отменяющий налог прямо предусматривает сам то, что он имеет обратную силу.

Все статьи УК имеют бланкетный характер, поэтому п. 25 ПП ВС говорит, что в обвинении и в приговоре обязательно должна быть указана норма налогового законодательства, которая была нарушена.

По субъективной стороне в соответствие с п. 3 ПП ВС в этих преступлениях ТОЛЬКО ПРЯМОЙ УМЫСЕЛ. При неосторожной форме вины это будет налоговое административное правонарушение.

В ПП ВС впервые был дан примерный перечень доказательств, которые могут использоваться по этим налоговым правонарушениям: налоговые декларации, другие документы, которые выступают как средство совершения преступления, акты проверок исполнения законов о налогах и сборах, акты судебно-экономических экспертиз. Кроме того, надо учитывать вступившие в силу решения арбитражных судов и судов общей юрисдикции в части отмены актов налоговых органов. ВС требует, чтобы при рассмотрении этих дел в приговоре проверялась законность решений налоговых органов и обязательно указывались нормы налогового законодательства, которые были нарушены. Если нормы указаны не будут следствием, то суд возвращает дело на дослед.

Уклонение от уплаты налогов надо отличать от правомерной налоговой оптимизации – так сказал ВС в ПП от 27.05.2003 года. Оптимизация означает, что лицо использует предоставленные законом льготы для уменьшения налогов. 12.10.2006 года принято ПП ВАС об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды. Там сказали о необоснованной выгоде. 3 случая: 1) совершение налогоплательщиком операций, направленных исключительно на снижение налоговой нагрузки и не преследующей какой-либо разумной деловой цели; 2) когда учитываются операции во исполнение притворных сделок; 3) осведомленность налогоплательщиком о неисполнении контрагентом налоговой обязанности.

К крайней необходимости по этим преступлениям ПЫТАЮТСЯ относить: стремление сохранить предприятие и избежать банкротство; для граждан трудное материальное положение; необходимость платить зарплату; нечеткость законодательных установлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: