Понятие «идеология» и эволюция его содержания в трудах мыслителей

Особенности современного этапа развития белорусского общества и необходимость изучения государственной идеологии РБ.

После Октябрьской социалистической революции (1917г.) ускоряется процесс национально-государственного самоопределение Беларуси. Вначале создаётся Белорусская Народная Республика (25 марта 1918г. – Третья Уставная грамота). К концу 1918г. белорусы-большевики добились от правительства Советской России права на создание белорусской социалистической государственности. 1 января 1919г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (первоначально Советская Социалистическая Республика Беларусь).

Именно с БССР, с завоеваниями в интересах трудящихся связано развитие белорусской государственности вплоть до распада Союза Советских Социалистических Республик в 1991г.

Период 1991-1994гг. характеризовался жёсткой борьбой за власть между представителями различных идеологий. В этой борьбе можно выделить как сторонников старого строя, так и сторонников кардинальной ломки системы социализма. Все эти силы были заинтересованы в введении поста Президента. После принятия Верховным Советом 15 марта 1994г. Конституции Беларусь из парламентской республики превратилась в президентскую. Несмотря на серьёзное противостояние политических сил в условиях трансформации экономики, современное белорусское государство не отказалось от опыта прошлых лет и стремиться собрать воедино богатое прошлое в интересах сильной, демократической, образованной, процветающей Беларуси и существенную роль в этом процессе сыграл первый Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. Необходимость изучения идеологии белорусского государства тесно сплетена с изменениями в структуре и направленности современного развития общества. Можно сделать вывод что белорусская идеология на современном этапе представлена синтезом идей о движении, направлении и развитии гражданского общества в целом. Главной функцией идеологии на сегодня является развитие чувства долга перед Отчизной, ее истории и будущности, а также осмыслению основных идей и приоритетных направлений общества

Понятие «идеология» и эволюция его содержания в трудах мыслителей.

Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей».

Дестют де Траси: идеология — наука об идеях.

А. Дестют де Траси термин «идеология» использовал в первом его значении. В его трактовке, идеология должна была стать наукой, предметом которой явятся всеобщие законы образования, взаимодействия и превращения идей, их влияния на жизнедеятельность различных социальных групп. Однако указанный смысл за понятием «идеология» не закрепился.

К. Маркс и Ф. Энгельс: идеология - ложное сознание.

Как идеологию они квалифицировали совокупность представлений, составляющих основу содержания современной им немецкой философии.

К. Манхейм: идеология — продукт мышления групп людей.

Таким образом, К. Манхейму, идеология — это продукт мышления определенных групп людей, который, как и тип их мышления, предопределяется характером этих групп и их положением в существующей действительности. Предметом мышления определенной группы людей являются те элементы действительности, которые представляют для нее практический интерес.

В середине 50-х - начале 70-х гг. ХХв. и снова с середины 80-х гг. оформляется концепция всеобщей «деидеологизации». Авторы - Р. Арон, Д. Белл, и др. Представители данного направления утверждали, что научно-технический прогресс приводит к необходимости научного и технического решения проблем, свободного от влияния идеологии, толкуемой как субъективное, искажающее действительность выражение интересов социальных групп. В 70-х гг. 20 в. деидеологизацию сменяет концепция «реидеологизации», обосновывавшая необходимость выработки идеологии и идеалов, которые могли бы увлечь массы. Авторы – С. Хантингтон, В. Новак, Кристолл – исходят их того, что общественные науки не способны дать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о социальных ценностях, идеалах и целях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: