Сущность деидеологизации и реидеологизации

Суть теории деидеологизации заключается в утверждении, что идеология как выражение интересов и устремлений, противостоящих друг другу в доиндустриальном и индустриальном обществах социально-классовых сил, утрачивает свое прежнее значение в постиндустриальном обществе. Поскольку в новом обществе ведущей социальной силой становится не класс, владеющий собственностью, а класс профессионалов, владеющий знанием, то на смену социальным конфликтам приходит согласие различных интересов. Теория деидеологизации, имеет как свои теоретические истоки, так и объективные основания.

- Свое теоретическое происхождение эта теория ведет, прежде всего, от материалистической философии Маркса и Энгельса, которые определяли идеологию как «ложное сознание» и противопоставляли ей понимание сознания как результата отражения людьми реального процесса своей жизни. Но главным образом корни теории деидеологизации находятся в социологии знания Манхейма, который противопоставлял осознанную ложь как имманентную черту идеологии и непроизвольные заблуждения как неизбежную издержку процесса научного познания.

- Объективной предпосылкой теории деидеологизации является тот факт, что со вступлением в постиндустриальную стадию западные общества действительно стали более консолидированными, прежняя острота социальных противоречий оказалась в них снятой.

-----Еще одним фактором, давшим в начале 90-х годов 20 ст. новый толчок утверждениям о «конце идеологии», являлось прекращение конфронтации между Востоком и Западом вследствие распада советского блока и самого Советского Союза. Наиболее показательными в этом отношении стали положения, выдвинутые американским философом Ф.Фукуямой «То, чему мы, вероятно, свидетели, - не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления

В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого столетия обострения социальных противоречий на Западе, вызвавшее к жизни движение социального протеста молодежи («новые левые») и новые социальные движения («зеленые», «пацифисты», «феминисты» и т.п.) поставили под сомнение теории деидеологизации, и ее авторы были вынуждены смягчить свою позицию. Результатом стала концепция реидеологизации, которая является одновременно и отрицанием, и своеобразным продолжением теории деидеологизации. Сохранив основной тезис последней – противопоставление науки и идеологии – авторы концепции реидеологизации вместе с тем исходят из того, что общественные науки не способны дать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о социальных ценностях, идеалах и целях. Ответы на подобные вопросы, считают они, призвана давать идеология. Утверждение же о «конце идеологии» и «конце истории» в связи с окончанием «холодной войны» оказалось ничем иным, как иллюзией. Мир действительно стал другим по сравнению с началом 1990-х годов, но это отнюдь не означало, что ушли в небытие интересы и противоречивые устремления различных групп и общностей как внутри отдельных стран, так и в рамках мирового сообщества.

Итак, деидеологизация, оказывается, была лишь смена идей и убеждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: