Тотальные (глобальные), локальные и частичные (частные) идеологии

Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция социолога Карла Мангейма (1893-1947), автора книг «Идеология и утопия» (1936) и «Диагноз нашего времени» (1943). По его мнению, идеология – это способ социально-группового мышления, который создает различные концепции социального мира и превращает мышление в орудие коллективного действия. Носителями идеологии в учении Мангейма выступают не классы, как у Маркса, а профессиональные слои, поколения и иные группы, объединенные совместной коллективной деятельностью. Соглашаясь с Марксом в том, что бытие определяет сознание, Мангейм полагал, что любые социально значимые идеи и истины относительны, поэтому идеологии – это не столько ложь, сколько заблуждение.

Мангейм делил идеологии на тотальные и частичные. Тотальные идеологии охватывают все мировоззрение, определяют характер всей структуры сознания соответствующей эпохи или группы. Они способны всецело упорядочивать индивидуальные картины мира. Частичные идеологии проявляются лишь на психологическом уровне или отображают отдельные фрагменты реальности, такие как форма правления, функции государства, избирательная система и др., не влияя на все мировоззрение.

В.А. Леглер вводит понятие «локальной идеологии». «Локальная идеология – это некоторая система взглядов (учение, теория, парадигма), господствующая в какой-либо советской науке и находящаяся в состоянии взаимного отрицания с парадигмой, господствующей в той же науке за рубежом». В.А. Леглер выделил следующие существенные свойства локальных идеологий: «преобладание негативного содержания над позитивным: локальная идеология нуждается в некоторой исходной позиции, которую она должна отрицать. Положительным содержанием реликтовых идеологий является старая парадигма, т.е. бывшая наука. Захватные идеологии по необходимости сосредотачивают свои интеллектуальные силы на критике противостоящих школ. Они стремятся свергнуть конкурирующую теорию и захватить научное сообщество. В захватной локальной идеологии позитивная часть является ее собственным творением и имеет совершенно иные признаки, чем научная парадигма». Обычно это высказывания лидера и санкционированных им высказываний других лиц. При этом само «содержание, сущность позитивного ядра идеологии, есть вещь в большой степени случайная. Позитивное содержание идеологии может, при наличии гибкого и обладающего фантазией лидера, как угодно меняться или дополняться». Идеология должна выглядеть как наука, т.е. не повторять одно и то же, а творчески развиваться. Каждый ученый должен добавлять новое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: