Гумманистический вклад белорусских мыслителей, деятелей культуры и искусства в формировании материальных и духовных идеалов и ценностей РБ

У истоков отечественной ренессансной гуманистической мысли и национального самосознания стояли выдающиеся белорусские мыслители Николай Гусовский (1470?-1533?) и основоположник восточнославянского книгопечатания, переводчик Библии Франциск Скорина — мыслитель-гуманист. Некоторые важные черты белорусской психологии и элементы идеологии государственности на латинском языке были изложены Николаем Гусовским в «Песне о зубре». После Гусовского зубр стал природным символом нашего Отечества. Преемниками традиций Скорины стали Сымон Будный и Василий Тяпинский. Первый, исполняя обязанности протестантского пастыря, доказывал необходимость усвоения белорусской культуры, созданной на разных языках. Второй обратил внимание на опасность утраты национальной идентификации

правящего класса, грозящей существованию национальной культуры. Идея правового общества и государства получила обоснование в произведениях Льва Сапеги. Его социально-политические взгляды были изложены в предисловии к Статуту 1588г., а также в письме к архиепископу Иософату Кунцевичу. В письме автор утверждает, что церковь и духовенство обязаны служить интересам общества, оказывая помощь государственным органам в поддержании общественного порядка. Симеон Полоцкий - прославился своими стихотворными и философскими трудами «Вертоград многоцветный», «Рифмологион». Гуманистические идеи и ценности европейского ренессанса дали толчок к созданию на отечественной почве оригинальных произведений. Недаром этот период называют "золотым веком" Беларуси. В области художественной культуры значительных успехов достигла архитектура регионально самобытных романского и готического стилей, преимущественно в формах замков, крепостей, укрепленных дворцов и храмов.

Поиск специфичности, собственного "лица" белорусской культуры характерен для белорусских деятелей XIX - начала XX столетия (Ф. Богушевич, Я. Купала, И. Абдиралович-Канчевский, А. Цвикевич и др.). В условиях русификации предпринимались попытки определить свое культурное "Я", очертить границы собственного существования; происходило складывание национальной идеи. Во второй половине XIX в. возникает проект построения национальной культуры. Начинается интенсивное изучение истории белорусского края, его языка, богатого белорусского фольклора. Начиная с «Мужицкой правды» К. Калиновского и виленской «Нашей нивы» начала XX столетия все белорусские издания выполняли роль общественных и социально-политических институтов.

Особую роль в осмыслении белорусской национальной идентичности сыграл Я. Купала. В его творчестве в наибольшей степени отразились сложные процессы национальной истории Беларуси. Патриотизм, идеи свободы и национального самосознания составляют мотив творчества белорусского классика. Поэма «Безназоўнае» стала попыткой осмыслить и выявить идеал национального государственного строительства. Я. Купала открыл белорусов как народ с его историей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: