Процесс преодоления конфликта может происходить:
- без непосредственного участия руководителя (силами своих сторон);
-при его активном вмешательстве и управлении.
В первом случае выделяют несколько стратегий поведения участников конфликта:
Стратегия ухода от конфликта. Если конфликт имеет субъективные причины, такая стратегия благоприятна, ибо дает им возможность успокоиться, осмыслить ситуацию и прийти к выводу, что для противостояния нет оснований и его продолжение бессмысленно. Если же конфликт объективен, то эта стратегия ведет к проигрышу, как участников конфликта, так и организации в целом.
Стратегия приспособления. Данная стратегия также ослабляет накал страстей и дает возможность лишний раз осмыслить ситуацию и сохранить на перспективу хорошие отношения.
Стратегия решения конфликта силой в свою пользу. Однако этой стратегии проигравшая сторона с поражением не смиряется, конфликт в любой момент может вспыхнуть с новой силой и неизвестно чем может закончиться.
|
|
Стратегия примирения через поиск компромисса. Позволяет сохранить отношения и что-то приобрести, вместо того, чтобы все потерять.
Стратегия окончательного разрешения конфликта в рамках добровольного сотрудничества сторон. Выгодна всем, поскольку она превращает оппонентов в партнеров и улучшает ситуацию внутри организации.
Руководители для управления конфликтом могут использовать две стратегии.
Предупреждение конфликта. Она представляет собой совокупность мероприятий организационного и разъяснительно характера:
-справедливое распределение ресурсов и вознаграждения;
-изменение структуры организации и системы управления ею;
-соблюдение правил внутренней жизни, традиций, стандартов поведения, служебной этики.
Разрешение конфликта. При этой стратегии руководитель определяет причины возникновения конфликта, его границы и совместно с участниками пытается найти путь выхода из него, применяя административные методы воздействия, если стороны не желают следовать убеждениям и разумным доводам.
Для разрешения конфликтов, получивших развитие, применяются следующие методы.
1 Использование руководителем своего положении в организации (приказ, распоряжение и т.п.).
2 «Разведение» частей организации – участников конфликта(по ресурсам, целям, средствам и т.п.).
3 Создание определенного «задела» в работе, взаимозависимых подразделений (например, увеличение нормативного объема запаса комплектующих изделий и т.п.).
4 Введение специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (например, введение общего куратора для конфликтующих отделов).
|
|
Таблица – Классификация конфликтов
Классификационный признак | Виды конфликтов | Сущность и причины конфликтов |
Субъекты конфликта | Внутриличностные | Обусловлены противоречием человека с самим собой; порождаются: а)необходимостью выбора между взаимоисключающими вариантами действий; б) потребностями и возможностями; в) влечениями и обязанностями. |
Межличностные | На 75-80 % порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов | |
Между личностью и группой | Обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения | |
Межгрупповые | Порождается борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния | |
Уровень конфликта | Горизонтальные | Конфликты между отдельными подразделениями |
Вертикальные | Конфликты между разными уровнями иерархии | |
Характер конфликта | Объективные | Связаны с реальными проблемами и недостатками, возникающими в организации |
субъективные | Связаны психологической несовместимостью людей, их нежеланием понять друг друга | |
Степень открытости конфликта | Скрытые | Конфликты прячут от посторонних глаз, они развиваются в форме интриги |
Открытые | Конфликты, о которых знает руководство организации и ее члены | |
Последствия конфликта | Конструктивные | Предполагает возможность рациональных преобразований в организации, способствующих ее развитию |
Деструктивные | Конфликты, не имеющие под собой реальной почвы |