Преодоление конфликтов

Процесс преодоления конфликта может происходить:

- без непосредственного участия руководителя (силами своих сторон);

-при его активном вмешательстве и управлении.

В первом случае выделяют несколько стратегий поведения участников конфликта:

Стратегия ухода от конфликта. Если конфликт имеет субъективные причины, такая стратегия благоприятна, ибо дает им возможность успокоиться, осмыслить ситуацию и прийти к выводу, что для противостояния нет оснований и его продолжение бессмысленно. Если же конфликт объективен, то эта стратегия ведет к проигрышу, как участников конфликта, так и организации в целом.

Стратегия приспособления. Данная стратегия также ослабляет накал страстей и дает возможность лишний раз осмыслить ситуацию и сохранить на перспективу хорошие отношения.

Стратегия решения конфликта силой в свою пользу. Однако этой стратегии проигравшая сторона с поражением не смиряется, конфликт в любой момент может вспыхнуть с новой силой и неизвестно чем может закончиться.

Стратегия примирения через поиск компромисса. Позволяет сохранить отношения и что-то приобрести, вместо того, чтобы все потерять.

Стратегия окончательного разрешения конфликта в рамках добровольного сотрудничества сторон. Выгодна всем, поскольку она превращает оппонентов в партнеров и улучшает ситуацию внутри организации.

Руководители для управления конфликтом могут использовать две стратегии.

Предупреждение конфликта. Она представляет собой совокупность мероприятий организационного и разъяснительно характера:

-справедливое распределение ресурсов и вознаграждения;

-изменение структуры организации и системы управления ею;

-соблюдение правил внутренней жизни, традиций, стандартов поведения, служебной этики.

Разрешение конфликта. При этой стратегии руководитель определяет причины возникновения конфликта, его границы и совместно с участниками пытается найти путь выхода из него, применяя административные методы воздействия, если стороны не желают следовать убеждениям и разумным доводам.

Для разрешения конфликтов, получивших развитие, применяются следующие методы.

1 Использование руководителем своего положении в организации (приказ, распоряжение и т.п.).

2 «Разведение» частей организации – участников конфликта(по ресурсам, целям, средствам и т.п.).

3 Создание определенного «задела» в работе, взаимозависимых подразделений (например, увеличение нормативного объема запаса комплектующих изделий и т.п.).

4 Введение специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (например, введение общего куратора для конфликтующих отделов).

Таблица – Классификация конфликтов

Классификационный признак Виды конфликтов Сущность и причины конфликтов
Субъекты конфликта Внутриличностные Обусловлены противоречием человека с самим собой; порождаются: а)необходимостью выбора между взаимоисключающими вариантами действий; б) потребностями и возможностями; в) влечениями и обязанностями.
Межличностные На 75-80 % порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов
Между личностью и группой Обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения
Межгрупповые Порождается борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния
Уровень конфликта Горизонтальные Конфликты между отдельными подразделениями
Вертикальные Конфликты между разными уровнями иерархии
Характер конфликта Объективные Связаны с реальными проблемами и недостатками, возникающими в организации
субъективные Связаны психологической несовместимостью людей, их нежеланием понять друг друга
Степень открытости конфликта Скрытые Конфликты прячут от посторонних глаз, они развиваются в форме интриги
Открытые Конфликты, о которых знает руководство организации и ее члены
Последствия конфликта Конструктивные Предполагает возможность рациональных преобразований в организации, способствующих ее развитию
Деструктивные Конфликты, не имеющие под собой реальной почвы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: