Взаимодействие человека и группы

Тема 1 «Взаимодействие человека и группы»

Тема 2 «Управление конфликтами»

Вопросы:

Взаимодействие человека и группы

Повышение эффективности формальных групп

Внутриорганизационные конфликты

Преодоление конфликтов

Взаимодействие человека и группы

Большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях, живут по ее законам, взаимодействуют с другими членами организации. Установление органичного взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента.

Входя в новую организацию, человек сталкивается с организационным окружением и прежде всего с группой, в рамках которой он будет работать.

Группа – это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более 10) для достижения общей (групповой) цели.

Характерные особенности группы:

-члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой (мы, у нас, наши, нам и т. п.);

-взаимодействие носит характер непосредственных устойчивых контактов;

-наличие неформального распределения ролей, признаваемое группой (например, координаторы, генераторы идей, контролеры и т.п.).

Существуют формальные и неформальные группы.

Формальные группы – это, по существу, структурные подразделения организации.

Неформальные группы создаются членами организации (а не распоряжением руководства) в соответствии с их общими интересами, увлечениями и взаимными симпатиями.

Наряду с выполнением определенной работы человек в группе:

-учится, перенимая опыт других;

-получает признание, вознаграждение;

-получает уверенность в себе;

-ощущает поддержку, помощь;

-избегает одиночества, состояния ненужности;

-стремится быть нужным кому-то.

Взаимодействие человека и группы проявляется в следующем:

-группа оказывает огромное влияние на поведение человека;

-поведение человека, его действия вносят определенный вклад в жизнь группы.

Отношения в группе возникают между людьми как носителями определенных социальных ролей.

Роль – это относительно постоянная система поведения согласно более ил менее четко установленному эталону. С ролью всегда связываются определенные права, обязанности и ожидания. Индивид, не оправдывающий их, подвергается санкциям, а оправдывающий – поощрению.

Обычно выделяют «производственные и межличностные» роли. В свою очередь, эти роли также можно классифицировать по тому или иному признаку.

Существуют несколько производственных ролей.

1 Координатор обладает наибольшими организаторскими способностями и становится в силу этого руководителем коллектива. Его главная обязанность – уметь работать с членами группы и направлять их активность на достижение поставленных целей.

2 Генератор идей, как правило, самый способный и талантливый член коллектива. Он разрабатывает варианты решений стоящих перед коллективом задач, но в силу своей несобранности неспособен реализовать их на практике.

3 Контролер обладает глубокими знаниями, опытом, эрудицией и может оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по ее дальнейшему совершенствованию.

4 Шлифовальщик обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости может увязать ее решение с другими задачами коллектива.

5 Энтузиаст (самый активный член коллектива) увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.

6 Искатель выгод – посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное внутреннее единство действиям членов коллектива.

7 Исполнитель добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве.

8 Помощник – человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим в работе и жизни.

Считается, что коллектив будет нормально функционировать при полном распределении и добросовестном исполнении перечисленных ролей. Если его членов окажется меньше восьми, то кому – то одновременно придется играть две роли.

Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делят на ведущих и ведомых. Первую образуют лица авторитетные, честолюбивые и чем-то привлекательные для окружающих. Во вторую входят все остальные.

В рамках группы между ее членами могут возникать следующие типы отношений:

- дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;

-дружеское соревнование и соперничество в отдельных сферах в рамках позитивных отношений;

- невмешательство, дистанцирование друг от друга;

-соперничество, ориентация на индивидуальные цели, негативное отношение друг к другу.

Повседневная деятельность членов группы подчинена ряду законов, среди которых можно особо выделить:

-закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса;

-закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: