Тема 1 «Взаимодействие человека и группы»
Тема 2 «Управление конфликтами»
Вопросы:
Взаимодействие человека и группы
Повышение эффективности формальных групп
Внутриорганизационные конфликты
Преодоление конфликтов
Взаимодействие человека и группы
Большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях, живут по ее законам, взаимодействуют с другими членами организации. Установление органичного взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента.
Входя в новую организацию, человек сталкивается с организационным окружением и прежде всего с группой, в рамках которой он будет работать.
Группа – это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более 10) для достижения общей (групповой) цели.
Характерные особенности группы:
-члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой (мы, у нас, наши, нам и т. п.);
-взаимодействие носит характер непосредственных устойчивых контактов;
-наличие неформального распределения ролей, признаваемое группой (например, координаторы, генераторы идей, контролеры и т.п.).
Существуют формальные и неформальные группы.
Формальные группы – это, по существу, структурные подразделения организации.
Неформальные группы создаются членами организации (а не распоряжением руководства) в соответствии с их общими интересами, увлечениями и взаимными симпатиями.
Наряду с выполнением определенной работы человек в группе:
-учится, перенимая опыт других;
-получает признание, вознаграждение;
-получает уверенность в себе;
-ощущает поддержку, помощь;
-избегает одиночества, состояния ненужности;
-стремится быть нужным кому-то.
Взаимодействие человека и группы проявляется в следующем:
-группа оказывает огромное влияние на поведение человека;
-поведение человека, его действия вносят определенный вклад в жизнь группы.
Отношения в группе возникают между людьми как носителями определенных социальных ролей.
Роль – это относительно постоянная система поведения согласно более ил менее четко установленному эталону. С ролью всегда связываются определенные права, обязанности и ожидания. Индивид, не оправдывающий их, подвергается санкциям, а оправдывающий – поощрению.
Обычно выделяют «производственные и межличностные» роли. В свою очередь, эти роли также можно классифицировать по тому или иному признаку.
Существуют несколько производственных ролей.
1 Координатор обладает наибольшими организаторскими способностями и становится в силу этого руководителем коллектива. Его главная обязанность – уметь работать с членами группы и направлять их активность на достижение поставленных целей.
2 Генератор идей, как правило, самый способный и талантливый член коллектива. Он разрабатывает варианты решений стоящих перед коллективом задач, но в силу своей несобранности неспособен реализовать их на практике.
3 Контролер обладает глубокими знаниями, опытом, эрудицией и может оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по ее дальнейшему совершенствованию.
4 Шлифовальщик обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости может увязать ее решение с другими задачами коллектива.
5 Энтузиаст (самый активный член коллектива) увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.
6 Искатель выгод – посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное внутреннее единство действиям членов коллектива.
7 Исполнитель добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве.
8 Помощник – человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим в работе и жизни.
Считается, что коллектив будет нормально функционировать при полном распределении и добросовестном исполнении перечисленных ролей. Если его членов окажется меньше восьми, то кому – то одновременно придется играть две роли.
Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делят на ведущих и ведомых. Первую образуют лица авторитетные, честолюбивые и чем-то привлекательные для окружающих. Во вторую входят все остальные.
В рамках группы между ее членами могут возникать следующие типы отношений:
- дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;
-дружеское соревнование и соперничество в отдельных сферах в рамках позитивных отношений;
- невмешательство, дистанцирование друг от друга;
-соперничество, ориентация на индивидуальные цели, негативное отношение друг к другу.
Повседневная деятельность членов группы подчинена ряду законов, среди которых можно особо выделить:
-закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса;
-закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы.