Сущность выборочного метода

Каждое исследование имеет свой объект — множество социальных объектов, очерченное программой исследования и территориально временными границами. Объект исследования представляет так называемую генеральную совокупность, на которую распространяются результаты проведенного исследования.

Если в ходе исследования исследователь намерен охватить все единицы генеральной совокупности, такое исследование называют сплошным. В противном случае говорят о несплошном исследовании. К таковым относятся: монографическое исследование (детальное изучение отдельной части или единицы объекта исследования), метод основного массива (изучение большей части генеральной совокупности или ее важнейших элементов) и выборочное исследование (исследование отобранной специальным образом части генеральной совокупности).

Для проведения выборочного исследования формируется выборочная совокупность — отобранная по специальным правилам и процедурам часть единиц генеральной совокупности, подлежащая непосредственному изучению в ходе исследования.

Теория выборочного метода заимствована из статистики и основана на правомерности выводов о целом на основании изучения его части, а также на взаимосвязи и взаимообусловленности характеристик и признаков социальных объектов. Поясним сказанное на примере. Для того, чтобы сделать выводы о вкусе яблок, выросших на яблоне, нет необходимости попробовать каждое яблоко с дерева. Достаточно попробовать лишь одно-два-три яблока, чтобы сформировать представление. Следуя этой логике, чтобы сделать вывод о вкусе яблок в яблоневом саду, насчитывающем сто яблонь, необходимо попробовать хотя бы по яблоку с каждого куста. Но задачу можно упростить. Обратив внимание на цвет и форму плодов, можно попробовать по одному яблока каждого сорта и сделать необходимые выводы, значительно сократив «объем работы».

Выборочное исследование позволяет экономить деньги, время и силы исследователя, в то же время позволяя распространить информацию, полученную при изучении части объекта, на всю генеральную совокупность.

Решение о том, сплошное или несплошное исследование применить, принимает исследователь в каждом конкретном случае. Например, если, определенное в качестве генеральной совокупности, число выпускников университета составило бы менее 300 человек. Опрос в этом случае лучше делать сплошным, его несложно организовать с помощью метода раздаточного анкетирования, скажем, при получении обходного листа. Однако при более объемных величинах генеральной совокупности, при ее территориальной раздробленности сплошной опрос затруднителен и неэффективен. Установлено, что в тех случаях, когда объект исследования насчитывает 500 и более человек, обоснованным следует признать применение выборочного метода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: