Расчет объема выборки

Объем выборки определяется следующими факторами:

– степенью однородности изучаемых объектов по значимым для исследования характеристикам;

– целесообразным уровнем надежности выводов исследования (допустимой ошибкой исследования), определяемым целью исследования;

– степенью дробности группировок анализа, планируемых для решения задач исследования;

– от возможного размера затрат на проведение исследования.

Выделяют три основных способа расчета выборочной совокупности:

1. Статистический подход.

В соответствие с этим методом объем выборки рассчитывается на основе специальных математических формул, в составе которых учитываются показатели допустимой ошибки выборки и дисперсии изучаемого признака в генеральной совокупности[6]. Однако, в практике социологических исследований такой подход используется крайне редко, так как информация о размере дисперсии по объекту исследования чаще всего неизвестна.

2. На основе готовых таблиц для расчета объема выборочной совокупности.

Этот подход используется наиболее часто в практике социологических исследований;

Общепринятым способом определения величины выборочной совокупности является расчет В. Паниотто для репрезентативной выборки с допущением 5% ошибки. В соответствии с ним объем выборки детерминируется объемом генеральной совокупности (табл. 1);

Таблица 1

Определение объема выборки в зависимости от объема генеральной совокупности (допустимая ошибка выборки 5%)

Объем генеральной совокупности                 Свыше 100000
Объем выборочной совокупности                  

По расчетам того же автора для генеральной совокупности, превышающей 5 000 единиц, можно определить объем выборки в зависимости от допустимой ее ошибки (табл. 2.).

Таблица 2

Определение объема выборки в зависимости от величины допустимой ошибки выборки (для генеральной совокупности объемом не менее 5 000 единиц)

Фактическая ошибка выборки, в %                
Объем выборки                

3. На основе опыта проведения исследований[7].

Для пробных опросов достаточна выборка в 100–250 единиц.

Для массовых опросов описательного типа:

– если величина генеральной совокупности составляет менее 5 000 единиц, то достаточный объем выборки должен быть не менее 500 единиц;

– если генеральная совокупность превышает 5 000 единиц, то для изучения берется 10% ее состава, но не более 2 000–2 500 единиц;

– выборка объемом более 3 000 единиц используется при комплексных исследования, а также при сложной структуре генеральной совокупности;

Типичные объем выборки для общенациональных опросов варьируют в пределах 1 000–2 500 человек, а для региональных или специальных популяций — от 200 до 500 человек (при анализе многочисленных подгрупп объем региональной или специальной выборки возрастает как минимум до 1 000 человек).


[1] Рассмотрим пример, когда в качестве объекта исследования выступает постоянное население г. Иркутска. Исследователю необходимо решить, кто именно подпадает под эту категорию: должны ли это быть люди, имеющие постоянную регистрацию в городе, или же следует учитывать исключительно факт постоянного проживания человека в Иркутске вне его связи с данными официального регистрационного учета. В последнем случае следует понимать, что идеальная модель этой генеральной совокупности, опирающаяся на данные официального статистического учета, не будет полностью соответствовать реалиям жизни, а ведь именно из реальной совокупности формируется выборка.

[2] Так например, список сотрудников предприятия будет неадекватным для исследования особенностей трудовой адаптации молодых работников. Для этого исследования адекватной основной будет список молодых сотрудников предприятия.

[3] Так при проведении национальных опросов Фонд общественного мнения (ФОМ), Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обычно учитывают место жительства, пол, возраст, образование.

[4] Например, на первой ступени отбираются населенные пункты, в которых будет проводится исследование, на второй —улицы, на третьей — отбираются дома, а на четвертой — конкретные респонденты, подлежащие опросу.

[5] Рассмотрим эту ситуацию относительно примера, приведенного выше. Так, если изначально в принципе невозможно сформировать полный список всех потенциальных респондентов, то сформировать список населенных пунктов — вполне посильная задача. Далее для отобранных населенных пунктов нужен улиц, в них находящихся. Для отобранных улиц нужна информация о домах и т. д.

[6] Примеры соответствующих формул можно посмотреть, например, в издании «Рабочая книга социолога».

[7] Указанные ниже значения могут служить лишь самым общим ориентиром для определения оптимального объема выборки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: