Номер вопроса | Показатели ценностных ориентации | ||||
I Познание | II Я-ценность | III Другой-ценность | IV Общественно полезная деятельность | V Ответственность | |
б | б | а | б | а | |
а | б | а | а | а | |
б | б | б | а | а | |
а | б | а | а | а | |
б | б | а | а | б | |
а | а | б | а | б | |
б | а | а | б | б | |
а | а | а | б | а | |
а | б | а | а | а | |
б | а | а | а | а |
Количественный анализ показателей указывает на успех образовательного учреждения в деятельности по формированию базовых ценностей, если результаты зафиксированы на 1—2 уровнях. Если результаты фиксируются на 3-м уровне, то это указывает на низкую степень развитости ценностных ориентации.
Предлагается определенный алгоритм обработки и интерпретации результатов.
1. Необходимо сравнить между собой процентные показатели количества учащихся, имеющих высокий уровень развития ценностных ориентации, на всех этапах диагностики по каждому показателю в отдельности.
2. Сравнить процентные показатели количества старшеклассников, имеющих нормальный уровень развития ценностных ориентации, на всех этапах диагностики по каждому показателю в отдельности.
3. Сравнить процентные показатели количества старшеклассников с низким уровнем развития ценностных ориентации на каждом этапе диагностики.
Для сравнения может быть применен t-критерий Стъюдента (критерий значимости различий), позволяющий определить статистическую значимость степени приращения в росте конкретного показателя.
Деятельность образовательного учреждения с точки зрения влияния учебно-воспитательного процесса на формирование ценностных ориентации учащихся может быть признана эффективной в случае, если от 9-го класса к 11-му классу происходят существенные изменения процентных показателей — рост количества учащихся, достигающих 1 (высокого) и 2 (среднего) уровней развития ценностных ориентации, а именно:
а) наблюдается тенденция значительного увеличения количества учащихся с высоким уровнем ценностных ориентации за счет перехода учащихся на высокий уровень с низкого и среднего;
б) наблюдается тенденция значительного уменьшения количества учащихся с низким уровнем ценностных ориентации за счет перехода учащихся с низкого уровня на средний и высокий.
Проблемы в деятельности образовательного учреждения можно четко обозначить тогда, когда от класса к классу наблюдается обратная тенденция (количество учащихся с высоким уровнем ценностных ориентации сокращается, а количество учащихся с низким уровнем — увеличивается), или ситуация остается неизменной (нет значимых различий по уровням от класса к классу, отсутствует положительная динамика в развитии базовых ценностей личности).
Положительная динамика этого показателя по годам будет свидетельствовать о целенаправленной работе учителей и администрации школы над совершенствованием образовательного процесса, о своевременной коррекции педагогической деятельности на основе отслеживания ее результатов.