Шкала «Общественно полезная деятельность»

ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Диагностические категории — показатели теста (качественный анализ)

В соответствии с установленными нами в предыдущей главе цен­ностями были определены и основные диагностические шкалы.

Шкала «Познание как ценность»

Шкала «Я-ценность»

Шкала «Другой-ценностъ»

Шкала «Общественно полезная деятельность»

Шкала «Ответственность как ценность»

Шкала «Познание как ценность» соответствует в анкете со­держательному блоку I. Вопросы анкеты нацелены на выявление у учащихся потребности в познании и эмоционального восприя­тия процесса познания (позитивного или негативного). Важно определить такие проявления ценности познания, как увлечен­ность учебой в школе, стремление к получению представлений об основных законах природы и общества, творческий подход к выполнению той или иной задачи (в том числе учебной), готов­ность прилагать определенные усилия в познавательной деятель­ности и в процессе освоения новых видов деятельности.

Собственно, шкала определяет степень выраженности у уча­щихся стремления к приобретению знаний об окружающем мире и их отношение к познанию.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, сви­детельствует об истинной роли в жизни конкретного подростка учебного процесса и о месте образования в его жизни вообще. У учащихся, достигших высокого уровня, велика потребность в по­знании, а познавательный процесс вызывает позитивные эмо­ции, доставляет удовольствие и является важным содержатель­ным моментом в жизни.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует о понимании уча­щимися значения образования, о восприятии познания как важ­ной ценности в жизни, хотя полного осознанного самоопреде­ления по отношению к этой ценности в сознании подростков, достигших среднего уровня, не произошло.

Низкий (3) уровень баллов свидетельствует о незначительной ценности познания для конкретной личности либо об отсутствии этой ценности в сознании личности вообще (при результате О баллов — 0%). Потребность в познании в этом случае мини­мальная или фактически отсутствует. Учащийся избегает ситуа­ций, которые требуют от него приложения каких-либо усилий при решении познавательных задач или при освоении новых ви­дов учебной деятельности.

Шкала «Я-ценность» представлена в анкете содержательным блоком II. Вопросы ориентированы на выявление отношения под­ростка (позитивного или негативного) к себе, на определение

степени самовосприятия, характера образа «Я». Как известно, в поведении подростка эти факторы проявляются в наличии уве­ренности в собственных силах,веры в свои достижения и успехи, в открытости и искренности при общении с другими людьми, в знании собственных позитивных качеств и в умении опираться на свои сильные стороны и способности. Шкала «Я-ценность» по­зволяет обратить внимание на то, формируются ли у подростков такие важные личностные характеристики, как стремление к са­мопознанию, осознание собственных чувств и поступков, инте­рес к себе как к личности и индивидуальности, способность при­нимать себя таким, как есть.

Таким образом, данная шкала определяет характер отношения подростка к себе, степень выраженности у него восприятия себя как личности и индивидуальности, способность ценить свои дос­тоинства, осознание собственной значимости и неповторимости.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, сви­детельствует о практически сформировавшейся структуре «Я» под­ростка, высокой степени позитивного самовосприятия, об уме­нии самовыражаться, уважительном отношении к себе как к лич­ности и индивидуальности.

Средний (2) уровень показывает, что учащийся уделяет соб­ственному «Я» достаточно много внимания, старается быть по­зитивным в своем самовосприятии, а также серьезно задумыва­ется о способах самовыражения.

Низкий (3) уровень баллов по данной шкале означает, что старшеклассник редко задумывается или вообще не уделяет вни­мания самовосприятию, самовыражению и собственной инди­видуальности, негативно относится к себе. Ценностное отноше­ние к себе как к личности в основном не сформировано, при­сутствует низкий уровень самопринятия и самоуважения.

Шкала «Другой-ценностъ» отражается содержательно в блоке IIIанкеты и указывает на то, какие установки (позитивные или не­гативные) формируются у подростков по отношению к другим людям, готовы ли они воспринимать другого человека как инди­видуальность, как личность, стремятся ли проявлять доброжела­тельность, уважительность, доверие, веру в личностный потен­циал другого.

Этот показатель определяет степень выраженности восприя­тия подростком другого человека как индивидуальности, уваже­ния к другому и умения конструктивно выстраивать межличност­ные отношения.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, под­тверждает наличие у старшеклассников ценности восприятия ин­дивидуальности другого человека. Высокий балл свидетельствует о склонности учащегося воспринимать природу человека в це­лом как положительную, а потому и способности к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людь­ми при их безусловном восприятии и ориентации на их инди­видуальные особенности очевидны.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует, что старшекласс­ники признают индивидуальность другого человека как ценность, стараются уважать других людей, однако не всегдаим удается бе­зусловно воспринимать другого человека и конструктивно общаться с ним на основе учета его индивидуальных особенностей.

Низкий (3) уровень баллов по данной шкале демонстрирует отсутствие восприятия другого человека как ценности и индиви­дуальности, отсутствие уважительного отношения к окружаю­щим, недостаток умения общаться с ними доброжелательно и конструктивно.

Шкала «Общественно полезная деятельность» соответствует со­держательному блоку IV и показывает, в какой степени на дан­ный момент учащийся разделяет важность общественно полез­ной деятельности как личностной ценности. Вопросы анкеты по­зволяют определить, в какой степенистаршеклассник обладает характеристиками, свидетельствующими о развитии данной цен­ности: ориентация на общественную значимость выполняемого дела; интерес к участию в общественно полезном труде; стрем­ление приносить пользу другим людям и бескорыстие; поддер­жка деловитости и активности окружающих людей, поощрение их инициативности; стремление к развитию собственной дело­витости и творческого отношения к любому виду деятельности; нацеленность на полезность и важность своей деятельности для других.

Таким образом, эта шкала определяет степень выраженности у учащихся сознательного отношения к общественно полезной деятельности или, иными словами, уровень осознания сущно­сти человека как существа общественного.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, под­тверждает готовность старшеклассников приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, быть ак­тивными в общей деятельности. Высокий балл свидетельствует о наличии у учащихся такой ценностной ориентации, как обще­ственно полезная деятельность.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует о том, что стар­шеклассники понимают важность общественно полезной деятель­ности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной иници­ативы и самостоятельности.

Низкий (3) уровень баллов показывает, что старшеклассник не осознает значимость участия каждого отдельного индивида в общественно полезной деятельности и не представляет своей роли в ней. Низкий балл свидетельствует об отсутствии у учащегося такой ценностной ориентации, как общественно полезная дея­тельность; он не считает общественно полезную деятельность важ­ной личностной ценностью.

Шкала «Ответственность как ценность» представлена в анкете содержательным блокам V. Вопросы, адресованные учащимся, вы­являют степень ответственности старшеклассника за то, что случается с ним в его жизни; определяют, испытывает ли подросток потребность в обосновании и объяснении совершаемых им дей­ствий, стремится ли анализировать свои поступки и считает ли самоанализ важным началом в психологии взрослого человека; выясняют, руководствуется ли молодой человек при принятии ре­шений принципами, основанными на чувстве долга, «обременя­ет» ли себя добросовестным отношением к выполняемым делам.

Данную шкалу следует признать крайне важной в плане фор­мирования социально-адаптивной личности.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по данной шкале, свидетельствует о наличии у старшеклассников чувства ответ­ственности как особо важной личностной характеристики, а также о признании ответственности в качестве базовой характеристики личности. У таких учащихся преобладает интернальный (внут­ренний) контроль, достаточно сильно развита рефлексивная по­зиция и стремление к самоанализу.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует о признании старшеклассниками важности ответственности как личностного ка­чества, о стремлении проявлять ее в своих поступках. Однако не всегда для подростков бывают возможными понимание и осоз­нание мотивов своих действий. Наряду с интернальным, доста­точно частым бывает и экстернальный контроль.

Низкий (3) уровень баллов показывает, что учащиеся в очень малой степени либо вообще не осознают необходимости ответствен­ности человека за его поступки в жизни, за выбор модели поведе­ния. В этом случае преобладает экстернальный (внешний) контроль в жизненно важных ситуациях. Личность не считает ответственность ценностью, проявляет при этом низкий уровень рефлексии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: