Рекомендации по организации изучения ценностных ориентации у школьников

Анкетирование старшеклассников проводится по единой инст­рукции и по одинаковым анкетам, независимо от возраста. Но из опыта проведения анкетирования было установлено, что учащиеся разных возрастных категорий затрачивают на него неодинаковое время. Так, в 9-х классах учащиеся справляются с заполнением анкеты за 15—30 минут, а в 11-х классах учащиеся заполняют анкету 10— 20 минут. При организации и планировании анкетирования следует придерживаться установленных временных рамок.

Учащимся может быть предложено и частичное заполнение анкет, если возникла необходимость диагностики конкретных цен­ностных ориентации. Выделение конкретных, отдельно взятых ценностей для диагностики зависит от цели исследования, науч­но-методических задач образовательного учреждения или соци­ального заказа на изучение проблемы.

Диагностику ценностных ориентации у школьников рекоменду­ется проводить лишь у старших подростков и юношества, то есть у учащихся 9—11-х классов. Попытка проведения диагностики базовых ценностей у учащихся предыдущих классов представляется нецеле­сообразной. Анкетирование учащихся младших и средних классов следует признать неправомерным, поскольку характеристики возра­стного развития говорят о неразвитости произвольной сферы, «Я-концепции», механизмов самореализации, о незавершенности про­цесса формирования личности в целом и ее самосознания.

Для того чтобы базовые ценности у школьников рассматри­вать как показатель результативности образовательного процесса и иметь возможность делать адекватные выводы об успехе или неуспехе в деятельности педагогического коллектива, необходи­мо ежегодно (в конце учебного года) проводить диагностиче­ский анализ в 9— 11-х классах школы и фиксировать полученные результаты по трем важным позициям:

1) констатация реального на конец учебного года уровня базо­вых ценностей личности у учащихся 9-х классов. Сравнение этого результата с аналогичным результатом девятиклассников в каж­дом последующем году позволит образовательному учреждению создать банк данных о том, каким «ценностным багажом» облада­ют учащиеся по окончании неполной средней школы (табл. 3);

2) констатация реального на конец учебногогода уровня ба­зовых ценностей личности у выпускников (учащихся 11-х клас­сов). Таким образом будут получены данные о «ценностном бага­же» учащихся, заканчивающих полную (общую) среднюю шко­лу. Образовательное учреждение получает таким образом возможность судить о качестве воспитания своих учеников с точки зрения наличия у них базовых ценностей;

3) сравнение общих результатов учащихся по одному году (либо по всем 9, 10, 11-м классам, либо по параллелям) с их же резуль­татами в последующие два года — динамика от 9-го до 11-го клас­са (табл.4). Подобный способ фиксации результатов диагности­ки удобен и необходим для организации коррекционно-развивающей групповой и индивидуальной работы с учащимися, поскольку позволяет наблюдать изменение ценностной «карти­ны» в конкретных ученических коллективах и адресно направлять педагогические усилия.

Интерпретация полученных данных требует осторожности и корректности. На нашвзгляд, неверно на основе данной методи­ки делать выводы в преобладании каких-либо из названных цен­ностей в сознании учащихся или об их важности для исследуе­мых школьников. Предлагаемая методика лишь в определенной степени (условно) позволяет определить уровень базовых ценно­стей личности в конкретный период ее развития.

Авторами данного пособия был предложен один из возмож­ных вариантов изучения такого важного психолого-педагогиче­ского показателя, как ценностные ориентации. Единство появ­ления указанных ценностей в поведении подростка обеспечивает ему социальную устойчивость, продуктивную включенность в процесс самоактуализации и психологический комфорт, посколь­ку способствует успеху в социальной деятельности и социальном взаимодействии, а также адаптации в окружающем социуме.

Предлагаемый подход хотя и не претендует на исчерпываю­щую полноту в решении данной проблемы, как и не претендует на неоспоримость и завершенность перечня базовых ценностей, однако позволяет в достаточной мере определить слабые места в воспитательной деятельности образовательного учреждения, вы­яснить, в какой степени усилия педагогического коллектива на­правлены на формирование ценностей личности.

Включение в систему психолого-педагогических измерений та­кого показателя, как степень развитости базовых ценностей, ярко характеризует личностную направленность деятельности образо­вательного учреждения и осознанное стремление педагогическо­го коллектива обеспечить развитие высокого уровня личностной культуры учащихся.

В соответствии с описанием базовых ценностей, формирование которых признается необходимым именно в рамках образователь­ного процесса, следует сделать важный педагогический вывод о ведущей направленности деятельности школы: объектом педагоги­ческой деятельности должны стать личностные смыслы (ценности) и смысловые установки (ценностные ориентации), регулирующие дей­ствия и поступки школьников в разных ситуациях социального взаи­модействия (в том числе и в проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора). В технологию школьного образовательного процесса необходимо внедрить условия, предоставляющие ученику возможность совершать выбор различных социальных позиций, сво­бодный переход от одной деятельности к другой. Если в социальной технологии взаимоотношений учителяи учащегося не обеспечива­ется возможность самостоятельного выбора и реализации своей индивидуальности, то точку опоры для самостоятельной деятель­ности в сферах деятельности и социальных группах учащийся будет искать за пределами образовательного учреждения, поскольку только смена социальной позиции является тем эффективным средством, с помощью которого осуществляются формирование и утвержде­ние ценностей, личностных смыслов и мотивов личности.

В плане формирования у учащихся определенных ценностных ориентации педагогической целью следует считать прежде всего донесение названных ценностных ориентиров до сознания уча­щихся, сделать их предметом помыслов подростков.

Утверждение данных ценностей в сознании школьников озна­чает становление у них соответствующих внутренних установок. Это возможно тогда, когда общеобразовательная школа опреде­лится по поводу содержательной стороны (разработка вариантов программ, учебных и методических пособий) и процессуальной стороны (методы влияния, используемые технологии) приоб­щения школьников к освоению ценностей.

Условие формирования этих ценностей у школьников заклю­чается в обязательном наличии у самих педагогов данных ценно­стей, их принятии ими в качестве педагогических установок и эмоциональное их переживание.

Таблица 3

годы класс Ценностные ориентации и уровни их развития
познание Я-ценность Другой ценность Общественно-полезная ответственность
высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий
  9А 9Б 9В                              
Средний показатель года                              
  9А 9Б 9В                              
Средний показатель года                              
2004 и т.д. 9А 9Б 9В                              
                                         

Аналогичная таблица составляется для 11 класса

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: