Первоисточник и толкователи

Основу диалектики составляют три закона (о которых речь пойдет ниже). Если обратиться к трудам самого Гегеля, то нетрудно заметить следующее. Весь текст построен по схеме тезис-антитезис-синтез. То есть, имеется некоторое понятие (тезис). Далее берется другое понятие (антитезис), по смыслу противоположное. Наконец, берется последняя фраза (синтез), в которой две первые так или иначе объединяются. Вот такими "тройками" и изложена почти вся "Наука логики".

Логическое обоснование многочисленных утверждений отсутствует. Даже если сделать поправку на ошибки перевода, можно заметить, что текст этого философа является бессвязным набором фраз. Бессвязность заключается в том, что последовательные фразы в рассуждении не следуют логически одна из другой, не доказываются и не обосновываются. Иллюзия следования создается тем, что во-первых, соседние фразы часто похожи, а во-вторых, соседние фразы часто соединены словами вроде: "так что", "ибо" и "поэтому". Например:

"Я, разумеется, не могу полагать, что метод, которому я следовал в этой системе логики или, вернее, которому следовала в самой себе эта система, не допускает еще значительного усовершенствования, многочисленных улучшений в частностях, но в то же время я знаю, что он единственно истинный. Это само по себе явствует уже из того, что он не есть нечто отличное от своего предмета и содержания, ибо именно содержание внутри себя, диалектика, которую оно имеет в самом себе, движет вперед это содержание. Ясно, что нельзя считать научными какие-либо способы изложения, если они не следуют движению этого метода и не соответствуют его простому ритму, ибо движение этого метода есть движение самой сути дела."

Сама скромность и сама ясность, не правда ли? Под "ритмом" подразумевается упомянутый выше цикл из трех шагов. Следования этому циклу считается достаточно. Более того, такая схема рассуждения объявляется "единственно истинной", так как Гегель "это знает". И "единственно научной", потому что следует сама из себя. Ты - верблюд, потому, что ты - верблюд. J В Интернете нетрудно найти текст, к примеру здесь, и обнаружить в нем еще великое множество подобных "логических" перлов.

Иногда утверждается, что для понимания Гегеля требуется помощь неких мистических сил, именуемых то "интуитивным озарением", то "полноценным контекстом для дискурса", то "прочти все книги Гегеля целиком, и может быть дойдет" J. Можно было бы поверить на слово таким оппонентам, и уверовать в необходимость иметь некие магические способности, чтобы понять мудреца-философа.

К сожалению не удается обнаружить то самое мистическое понимание у тех, кто о нем громче всех говорит. Простейший тест, придуманный Инквизитором (один из завсегдатаев форума membrana.ru). Надо взять какую-нибудь особенно забавную фразу, убрать или добавить в ней где-нибудь частицу "не" и попросить "понимающего" сказать, который из вариантов правилен и может принадлежать философу.

Бывает, утверждается, что законы диалектики являются базовыми постулатами, невыводимыми из чего либо. Напротив, все надо выводить из них. В таком случае, не совсем ясно, что представляет собой остальной текст Гегеля: если важные следствия из тех постулатов, то где можно увидеть их практическое применение?

Но все же предположим, что Гегель не являлся гениальным мистификатором, который запудрил мозги целому поколению философов. Поскольку без помощи магии нам не понять самого Гегеля, попробуем обратиться к его многочисленным толкователям и проанализировать, каким образом они толкуют и применяют три диалектических закона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: