Понятие «психической нормы»

Методическая разработка лекции по медицинской психологии и психиатрии для студентов 5 курса педиатрического факультета

Тема лекции: Психическая индивидуальность. Онтогенез психики. Роль возрастных кризов. Расстройства личности и поведения.

Продолжительность лекции:

1 час – медицинская психология

1 час - психиатрия

Цель лекции: дать студентам основные понятия психической индивидуальности, включающей темперамент, характер, личность, критерии психического здоровья, сформулированные ВОЗ, познакомить с основными расстройствами личности и поведения, сформулировав критерии патологической личности (психопатии), дать понятие акцентуации характера (личности), изложить основные причины и условия формирования патологии личности и поведения, привести классификации личностных расстройств.

Понятие «психической нормы».

Не существует единых понятий и стандартов для оценки психической нормы, в том числе оценки «нормальной личности». Слово норма как отражение среднестатистического, типичного, наиболее распространенного просто неприемлемо для описания личности, поскольку при анализе мы подчеркиваем именно индивидуальное, отличающее одного человека от другого. П.Б.Ганнушкин, давший классическое описание кардинальных личностных черт, подчеркивал нечеткость границ между «нормальной» и патологической личностью. Он отмечал, что само понятие личности предполагает определенное отклонение от стандарта. А отсутствие такого отклонения должно восприниматься как отсутствие индивидуальности, бесхарактерность. Более того, исследования, в которых оценивали уровень адаптации людей, чьи показатели по различным тестам соответствовали среднестатистической норме, показывают, что такой «средний» человек обычно малоуспешен в жизни, не может конкурировать с более яркими индивидами в борьбе за более высокое социальное положение. Нередко у таких людей определяют признаки пограничной умственной отсталости («конституционально- глупые» и «салонное слабоумие» по Ганнушкину).

Для оценки «нормальности» личности в клинической практике, с определенной степенью условности, можно использовать определение здоровья, предложенное ВОЗ: «состояние полного психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Психическое здоровье - одна из важнейших составляющих общего здоровья.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:

1. У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

3. Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.

4. Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

5. Способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.

6. Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.

7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно. Таким образом, в современном понятии психического здоровья подчеркивается, что для него характерна индивидуальная динамическая совокупность психических свойств конкретного человека, которая позволяет последнему адекватно своему возрасту, полу, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью.

Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:

1. Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.

2. Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

3. Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине конституции.

4. Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.

5. Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.

2. Структура личности (задатки, способности, темпера­мент, характер, направленность, иерархия мотивов, состояние, роль и мас­ка).

Из всего разнообразия известных концепций личности (З.Фрейд, К.Юнг, Г.Айзенк, Р.Кэттел, Г.Оллпорт и др.) для врача одной из наиболее понятных и привлекательных является концепция Б.Г.Ананьева о многоуровневой организации человека. Он считал невозможным изучать психическую жизнь человека без учета его биологической сущности. Известно выражение Аристотеля: «Человек - животное социальное». Выделяется три уровня организации личности: биологический (психофизическая конституция); поведенческий (выработанные в процессе воспитания типичные формы поведения); духовный (сфера ведущих мотивов, личностных смыслов, убеждений).

В повседневной клинической практике понятия «характер» и «личность» часто отождествляются. Наряду с этими понятиями используют и понятие «психическая индивидуальность». Психическую индивидуальность составляет переплетение различных психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств. Наиболее распространенная в последнее столетие систематика уровней индивидуальности включает: темперамент, харак­тер, личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: