Личность

Высший уровень индивидуальности — личность. Нача­ло становления личности относится к детскому возрасту, но ее интенсивное созревание происходит, начиная с подростково-юношеского возраста, когда человек наиболее полно вступает в коллективную, общественную жизнь.

В особенностях личности человека отражаются все свойственные ему качества индивидуаль­ности. В целом личность бывает уже сформирована к концу юношества - началу периода молодости (20—22 года), хотя и позднее продолжа­ется ее «шлифовка и отделка». Многие психологи считают, что созревание личности – это непрерывный процесс, продолжающийся всю жизнь. Собственно личностьэто высший, наиболее интегративный уровень индивидуальности, который отличаетсянеповторимым типом взаимоотношений с со­циальной действительностью и высокой степенью самосоз­нания - сознания своей общественной принадлежности.

Оправданная двуликость (термин личность является синонимом термина персона, что означает «маска»), вызванная сосуществованием индивидуальных потребностей, желаний и требований общества, в котором находится индивид, начинает формироваться пос­ле 3 лет. До этого возраста ребенку свойственна непосредственность, состоящая в том, что он напрямую задает вопросы или заявляет о своих нуждах. По мере созревания, он начинает все более тонко, по-разному вести себя в различных жизнен­ных ситуациях, удовлетворяя свои потребности, но не нарушая традиционных, принятых норм поведения в коллективе и обществе.

Человек потому и становится многоликим и быстро переключаемым, что встречается с чрезвычай­ным обилием общественных ситуаций. Это одна из наибо­лее совершенных форм адаптации, приспособления чело­века к социальной действительности. В юности на основе индивидуальной личности форми­руется общественная, социальная личность. Такое форми­рование происходит неравномерно, небесконфликтно. Противоречия, в частности, возникают в результате сложного взаимодействия между сложившейся индивиду­альной личностью и теми новыми ее компонентами, которые появляются в связи с требованиями социальной среды. Эти противоречия чаще ведут не к нарушениям формирования, а к изменениям формирующейся личности. Элементы оправданной, закономерной двуликости свойственны практически всем людям. Вопрос сводится к тому, какова степень, каково постоянство и каковы качества такой двуликости, особенно в плане их общественной (социальной) значимости. Личность каждого человека, с одной стороны, монолитна, едина и целостна, но с другой – ей свойственна множественность, многообразие в разных обстоятельствах жизни, Именно личность как высшее проявление индивидуально­сти обеспечивает сложнейшую систему взаимосвязей чело­века с действительностью, систему взаимоотношений в разных, меняющихся обстоятельствах общественной среды и адаптацию к ней.

Таким образом, личность представляет собой катего­рию не столько биологическую, сколько социальную и социально-психологическую. Одной из основных подструктур личности, наряду с темпераментом, характером и способностями, является направленность, определяющая ее потребности, интересы, установки, идеалы, убеждения, мотивы и мировоззрение. По форме направленность личности может быть более биологизированной, отражая в большей мере витальные потребности (физиологические, сексуальные потребности, безопасность, жилище, одежда и т.д.), либо более социализированной, имея приоритетом духовные потребности личности (интеллектуальные, моральные, духовные, эстетические). В структуре нор­мальной личности разные потребности находятся во вза­имозависимости и взаимогармонии.

Потребности человека многообразны, что обусловлено большим количеством объектов и форм удовлетворения. Потребности определяются как биологическими факторами (инстинктами), так и воспитанием, морально-нравственными качествами личности, запросами общества. Представитель гуманистической психологии А.Маслоу сформулировал в начале ХХ века теорию иерархии потребностей, в основу которой были положены представления о значимости отдельных потребностей в поведении и жизни человека. А.Маслоу выдвинул пять основных ступеней или уровней потребностей.

1. Физиологические потребности, являющиеся низшей ступенью, необходимы для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище (жилище), отдыхе. Особое место на этой ступени занимает сексуальная потребность, которая не является жизненно необходимой, не связана с индивидуальным выживанием, но относятся к инстинктам. Помимо своей основной инстинктивной роли (стремление к продолжению рода), которая для многих индивидуумов вовсе не является значимой, сексуальная потребность заключается в стремлении получать сексуальное удовольствие. Диапазон сексуальной потребности может быть сколь угодно широк, формируется и видоизменяется на протяжении всей жизни индивидуума.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от психических и физических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребности уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности. Это понятие включает чувство принадлежности к чему или кому-либо (семья, друзья, коллектив), чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают самооценку (потребность в самоуважении) и потребность в признании, уважении со стороны окружающих. Касается как личностных качеств, компетентности, профессиональных достижений и др.

5. Потребности самовыражения (самореализации) является высшей ступенью в иерархии потребностей и подразумевает стремление личности к наибольшему творчеству и реализации своих потенциальных возможностей.

В соответствии с концепцией Маслоу, потребности нижних уровней требуют удовлетворения в первую очередь. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным фактором, определяющим мотивацию и поведение человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Если физиологические потребности не удовлетворены, то все остальные могут быть не актуальны. Разумеется, с развитием высших уровней низшие не исчезают, а в чем-то даже преобразуются (кулинария, культура питания, «здоровый секс», архитектура и дизайн жилища). После удовлетворения физиологических потребностей их место занимают потребности других, более высоких, уровней. Энергией, реализуемой в мотивациях и поведении человека, обладают лишь неудовлетворенные потребности. В каждый конкретный момент человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Потребности неразрывно связаны с влечениями.

Уровень развития (зрелость) личности определяется характерными для нее отношениями. У личностей с низким уровнем развития доминирующими являются меркантильные, утилитарные отношения. Высокий уровень предполагает преобладание общественно значимых отношений и наличие духовности, составляющей ядро личности. Духовность включает приверженность нравственным категориям, таким как совесть, порядочность, чувство стыда, сострадание и многим другим, позволяющим человеку самому оценивать свои поступки. Г.Олпортом выделены чертызрелой личности:

- широкие границы «Я»;

- способность к теплым социальным отношениям;

- способность к самовосприятию и эмоциональной стабильности;

- реалистическое восприятие мира на основе собственного опыта и притязаний;

- способность к самопознанию и чувство юмора;

- обладание цельной жизненной философией.

В зависимости от отношений личности и общества, успешности адаптации, различают личности социализированные – адаптированные к условиям социального бытия, десоциализированные (асоциальные), которым свойственны отклонения (девиации) от основных социальных норм поведения, поэтому их еще определяют как девиантные, акцентуированные личности (крайние варианты нормы), патологические личности, к которым относятся психопатии и задержки психического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: