Из истории компании

Как «Бирюса» выживает на рынке «холода»

Еще лет тридцать назад в квартире каждой второй советской семьи стоял холодильник «Бирюса». Такому проникновению в потребительские массы тогда мог позавидовать любой западный производитель. Сегодня же сами бирюсинцы с завистью вспоминают те времена. На современном российском рынке производства холодильников «Бирюса» уже давно уступила лидерство иностранным брендам. Сейчас у красноярцев задача — догнать западных конкурентов. Для этого «Бирюса» модернизировала производство и освоила выпуск цветных холодильников.

Из истории компании

Красноярский завод холодильников «Бирюса» - один из крупнейших производителей холодильной техники в России, единственный производитель в Восточной Сибири. Предприятие производит бытовые холодильники, морозильные камеры, торговое холодильное оборудование.

В августе 1963 года было принято решение о создании производства бытовых холодильников на базе Красноярского машиностроительного завода. Новый холодильник создавался в результате творческого труда большого количества специалистов. В 1964 году начат серийный выпуск холодильников «Бирюса». Название «Бирюса» было дано в честь одной из красивейших горных рек Сибири.

В 1967 году начались регулярные поставки продукции «Бирюса» в развитые европейские страны: Англию, Германию, Австрию, Францию и Скандинавские страны. Поставки на экспорт осуществлялись под брендом «Snowcap», что в переводе означает «снежная вершина». Также «Бирюса» в Европе реализовывалась под марками таких известных производителей, как Zanussi, Thomson, Brandt, Electrolux.

В мае 1982 года Завод отметил знаменательное событие – выпуск 10-ти миллионного холодильника «Бирюса».

В 1993 году Завод холодильников «Бирюса» в ходе приватизации был реорганизован в Акционерное общество.

В 1995 году была выпущена первая партия горизонтальных морозильных ларей, предназначенных для хранения и демонстрации замороженных продуктов.

В 2004 году после получения лицензии Министерства промышленности, науки и технологии РФ на производство медицинской техники, начат выпуск медицинского холодильного оборудования «Бирюса». Первые образцы медицинского оборудования были установлены в Красноярском краевом центре крови и получили высокую оценку.

В 2005 году был обновлен дизайн холодильников «Бирюса». На конвейер было поставлено 17 новых моделей холодильников комфорт-класса.

В 2007 году в производство были запущены новые виды продукции: кулеры, льдогенераторы и винные шкафы. С 2008 года освоено серийное производство холодильников с системой No Frost, осуществлен переход на озонобезопасный хладагент R600а. Летом 2008 года Компанией «Бирюса» был выпущен 25-ти миллионный холодильник.

В начале 2010 года специалисты Красноярского завода холодильников первыми в регионе внедрили в производство новейшую технологию – нанесение титаноциркониевого покрытия на линии по окрашиванию корпусов, дверей и деталей холодильников.

На сегодняшний день Компания «Бирюса» выпускает 23 базовые модели бытовых холодильников, 24 модели торгового холодильного оборудования, 4 модели винных шкафов. Все виды продукции «Бирюса» имеют гарантию и полное техническое обслуживание в фирменных сервисных центрах.

Вспоминая былые успехи и неудачи…

Дома у генерального директора (на 2009 г.) Красноярского завода холодильников «Бирюса» СЕРГЕЯ ГОЛОВКО стоит «Бирюса». Сколько ей лет, он точно не помнит, но служит она исправно — ни разу за все время серьезно не ремонтировалась. Правда, внешний вид этого холодильника далек от совершенства и по дизайну сильно уступает своим западным собратьям. «Когда в начале 2000-х западные производители холодильников один за другим открывали в России свои заводы, стало понятно: с тем модельным рядом, который был у нас тогда, растеряем всех потенциальных потребителей. Чтобы удержаться на рынке, нам пришлось меняться», — говорит Сергей Головко.

«Давить» зарубежные конкуренты «Бирюсу» начали с 2000 г., когда от экспортных поставок своей продукции в Россию они перешли к «тяжелому» наступлению — строительству и покупке производств. Сегодня практически все известные западные холодильные бренды, такие как Indesit, LG, Bosch, Vestel, Beko, имеют в России свои производственные площадки. «Разве что американцы с японцами пока до нас не добрались», — говорит Сергей Головко.

А как обстояло дело с производством холодильников в СССР? За 10 лет до начала развала Союза на некоторых заводах изготавливали по 1 или 2 модели холодильников и объемы производства составляли около 100 тысяч штук в год. Производство было почти натуральным. В одном месте изготавливали и собирали почти все составные части. Согласно требованиям того времени по ремонтопригодности конструкции холодильников были разборными. Отмеченные условия служили объективными причинами повышенных затрат на изготовление одного холодильника в сравнении с затратами на современных заводах с более прогрессивными технологиями производства. В конце 80-х 4 отечественных завода имели программы выпуска бытовых холодильников по 800 тыс.шт. и более: Красноярский ("Бирюса"), Минский ("Атлант"), Новолипецкий ("Стинол") и Саратовский ("Саратов"). В номенклатуре выпуска каждого завода было по нескольку моделей холодильников. К 2008 году программа Минского завода холодильников выросла до 1,2 млн.шт. Модельный ряд "Атлант" включает десятки моделей, каждая из которых имеет несколько модификаций. Модификации одной модели отличаются между собой окраской, комплектацией, рабочим напряжением и по другим показателям. При этом российский холодильный рынок стал «проседать». По данным РАТЭК, за последние годы он прирастал в целом на 10% ежегодно. Хотя еще в конце 90-х цифры были куда внушительнее: рост рынка достигал 30-40%.

Приход западных гигантов и спад рынка значительно сократил долю «Бирюсы». В 2005-2006 гг. по количеству проданной техники Indesit занял сразу треть рынка, на долю корейских гигантов LG и Samsung приходилось до 12%. «Бирюса» на тот момент занимала около 11%. Сергей Головко: «В принципе, тогда это были очень неплохие показатели. При доле рынка в 11% узнаваемость нашего бренда была колоссальной — практически каждый второй житель России ассоциировал слово «Бирюса» с холодильным производством. Получалось, наш бренд все знали хорошо, доверяли ему, но покупать шли западный холодильник».

В этой ситуации первое, что решили предпринять, — модернизировать производство и модельный ряд холодильников. «Если по качеству наша «Бирюса» была не хуже своих иностранных собратьев, то дизайн у нее был устаревший и явно им проигрывал», — говорит генеральный директор завода. Модернизировать производство начали в 2002 г. Сергей Головко: «К тому времени экономическая ситуация в стране стабилизировалась, мы почувствовали, что финансово сможем реализовать этот проект. В том же 2002 году мы заключили контракт с итальянской проектной студией Appliances Engineering, которая около полугода разрабатывала нам дизайн-модель холодильника, внешний и внутренний дизайн». Сергей Головко говорит, что к итальянцам производитель обратился не случайно: «У них хорошая школа разработки моделей. Итальянцы делали подобные проекты для многих производителей холодильников». В переоборудование завод вложил 1 млрд. руб. Первые 7 моделей из новой линии «Комфорт-класса» сошли с конвейера в 2005 году, в настоящее время выпускается 17 моделей, в том числе 2 модели с системой No Frost. «Это были уже совсем другие холодильники. Мы увеличили ширину холодильника до 600 мм, что позволило увеличить толщину стенок и соответственно повысить эксплуатационные характеристики холодильника. Изменили дизайн, отказались от решетчатых железных полок в пользу стеклянных. Убрали матовые лотки — сделали их прозрачными», — вспоминает Сергей Головко. По словам г-на Головко, новую «Бирюсу» не отличить от любого западного холодильника: «В итоге мы обновили свой технический парк на 70%, и это позволило нам делать продукцию не хуже, чем Bosch или Indesit».

Технологические процессы производства определяюще влияют на затраты в производстве и на качество изготовления бытовых холодильных приборов. За показатель надежности борются все изготовители холодильных приборов. Надежность в работе влияет на престиж марки, спрос и цену. Стабильное качество изготовления и надежность зависят от степени автоматизации и объемов производства. Чем больше объемы производства, тем выше уровень автоматизации. Чем выше уровень автоматизации производства, тем меньше влияние рабочего на качество изготовления деталей и агрегатов. Во всех странах мира наблюдаются тенденции повышения уровня механизации и автоматизации производства и минимизации влияния человеческого фактора на качество холодильников. С увеличением выпуска не только повышается стабильность качества, но и снижаются затраты на изготовление одного изделия.

Уже через год после начала модернизации производства на «Бирюсе» в общем объеме продаж завода новый модельный ряд составил 55%. «Холодильники хорошо покупали в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь мы были лидерами и держали до 32% рынка. Но на Урале и в Центральной полосе России, где большая плотность населения, а соответственно, и продажи выше, наша доля была небольшой», — говорит генеральный директор завода, значит, необходимо еще что-то менять, чтоб привлекать потребителя.




double arrow
Сейчас читают про: