Мультипликация - вид киноискусства, основанный на «оживлении», придании движения неподвижным пластическим рисованным или объемным композициям, а порой и фотографии. Изображения создаются художником покадрово и располагаются на мультипликационном станке, а оператор снимает их покадрово на киноленту. Мультипликация в переводе с латинского означает «умножение». Существует также способ создания мультфильмов без покадровой съемки: рисунки наносятся различными способами прямо на пленку. Но и здесь движение создается при помощи обычной кинопроекции со скоростью 24 кадра в секунду.
Мультипликацию считают сегодня видом кино, на самом деле она старше кинематографа. Зарождение мультипликации относится еще к началу XIX века, когда ряд изобретателей сумел «оживить» рисунок.
Основные виды мультипликации, связанные со способом создания художником экранных движущихся изображений - рисованная, кукольная (объемная), перекладная (плоские марионетки, вырезки). Жанры мультипликации весьма разнообразны и практически могут дублировать жанровые системы других видов киноискусства, поэтому мультипликационные фильмы легче разделить по технике создания
|
|
В рисованной мультипликации художник рисует графические или живописные изображения, в кукольной - создает пластические композиции из кукол или различных предметов, в перекладной - вырезает плоские рисованные марионетки. Кроме того, существуют не столь распространенные методы создания графического мультипликационного изображения (игольчатый экран, теневая мультипликация, техника «черного порошка» и др.) с покадровой съемкой на кинопленку, а также создание изображения прямо на пленке, без процесса съемки («бескамерная мультипликация»). Синтетическая (комбинированная) мультипликация соединяет способы всех других видов мультипликации, а также документального, игрового кино и фотографии.
Первые рисованные фильмы были выпущены в 1908 г.(Франция), объемные – в 1911 г.(Россия). Крупнейшие деятели мультипликационного кино – В.Старевич (Россия), У. Дисней (США), Й. Попеску-Гопо (Румыния), Л.Амальрик, А. Птушко, Ф. Хитрук, В. Котеночкин, А. Хржановский (Россия), Д.Черкасский, В.Дахно (Украина).
Крупнейшие режиссеры мультипликации - это талантливые, яркие творческие личности. Признанными мастерами рисованной мультипликации являются У. Дисней, И. Иванов-Вано, В. Котеночкин, Ю. Норштейн. Основоположником объемной мультипликации является Владислав Старкевич.
Мультипликация сегодня существует в многообразии видов и жанров, обладает богатым изобразительно-выразительным языком. Ее богатейшие возможности особенно ярко раскрылись на переломе 70-80-х годов, когда поэтику мультипликации стали отличать глубокая философичность, тонкость психологических характеристик героев, яркость изобразительной формы, сложность пространственно-временных построений сюжета, богатство светописи, цветотональных решений, звукозрительного контрапункта.
|
|
Мультипликация может быть использована и в игровом кино. Нередко мультипликация применяется в научно-популярном кино для объяснения различных явлений природы, науки и техники.
В 1970-е годы появилась компьютерная анимация. Первый полнометражный компьютерный мультфильм «История игрушек» (США) создавался более четырех лет и вышел в 1995 г.