Практические занятия. История зарубежной литературы

История зарубежной литературы

АНТИЧНОСТЬ

ЖБ-101, ФБ-101, ФВ 1 курс

преподаватель – к.ф.н., доцент Жданова Анна Владимировна

89277880231 hapamanefa@mail.ru

Список текстов

Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима

Гомер Илиада

Одиссея

Эсхил Прометей прикованный

Трилогия «Орестея» (Агамемнон, Хоэфоры, Эвмениды)

Софокл Царь Эдип

Антигона

Еврипид Ипполит

Медея

Аристофан Всадники

Мир

Лягушки

Облака

Лисистрата

Плавт Горшок

Хвастливый воин

Лонг Дафнис и Хлоя

Гораций Лирика

Катулл Лирика

Вергилий Лирика

Энеида

Овидий Лирика

Наука любви

Метаморфозы

Сенека Эдип

Медея

Федра

Петроний Сатирикон

Апулей Метаморфозы, или Золотой осел

Словарь античных героев и богов (минимальный)

Аид Икар Стикс Юпитер

Адонис Ифигения Сфинкс Юнона

Агамемнон Кассандра Тантал Янус

Амалфея Кентавры Телемак Веста

Амфитрион Кербер Тесей Минерва

Андромаха Киклоп Титан Сатурн

Андромеда Клитемнестра Фаэтон Церера

Арахна Кронос Федра Либер

Арес Калипсо Фемида Флора

Антигона Кирка Фетида Фавн

Ариадна Лай Хаос Вулкан

Артемида Лаэрт Харон Нептун

Афина Леда Химера Диана

Афродита Лето Эгей Венера

Афина Медея Эгида Марс

Асклепий Иокаста Сизиф

Адонис Мелеагр Эдип Алкеста Музы Беллона

Атрей Минос Электра Фортуна

Актеон Мидас Эней Виктория

Алкмена Менелай Эриннии Геркулес

Ахилл Навсикая Эхо Ромул

Аполлон Нике Эвридика Эскулап

Бахус Ниоба Ясон Вертумн

Беллерофонт Нарцисс Помона

Галатея Одиссей

Ганимед Орфей

Гера Орест

Гея Пандора Созвездия Знаки зодиака

Геба Парис

Геката Парнас

Гекуба Пегас

Гектор Пасифая

Гелиос Пенелопа

Геракл Персефона

Гермес Пигмалион

Гефест Плутон

Гермиона Плутос

Гиганты Посейдон

Горгона Приам

Граи Приап

Гименей Прокруст

Даная Прометей

Дедал Протей

Деметра Психея

Деянира Персей

Дионис Пелей

Елена Пелий

Европа Патрокл

Зевс Полифем

Ио Семела


История античной литературы

ФБ-101,102

преподаватель – к.ф.н., доцент Жданова Анна Владимировна

89277880231 hapamanefa@mail.ru

Практические занятия

1. Гомер, «Илиада» - 18 октября

1. Сюжет и композиция: распределение материала, контраст, введение речей, ретардация (замедление), фольклорные элементы.

2. Изображение богов: каковы взаимоотношения Зевса и Геры? других богов между собой? Как распределяются симпатии богов между ахейцами и троянцами и почему? Какими способами боги могут влиять на человеческую жизнь (примеры).

3. Отражение обычаев мирной и военной жизни в поэме: сведения о мирном быте; военные обычаи; специфика описаний: щит Ахиллеса, натурализм военных описаний. Погребальные обряды.

4. Особенности психологизма: каково отношение персонажей к Парису и Елене и самохарактеристика Париса и Елены? Как показан внутренний мир воинов: Ахиллеса, Диомеда, Аяксов, Гектора? Как характеризуется психологическое состояние героя через симптом? (приведите примеры)

5. Особенности формы: стиль, сравнения, метафоры, афоризмы. Предсказания в тексте: кто, кому, при каких обстоятельствах предсказывает его судьбу?

6. Современное восприятие событий Троянской войны: анализ неточностей и отступлений от поэмы в к/ф «Троя».

2. Гомер, Одиссея – 29 ноября

1. Сюжет и композиция. Принципиальные отличия от «Илиады». Стиль.

2. Приключения Одиссея. Последовательность приключений (логическая и композиционная).

3. Посещение Аида: как выглядит загробный мир, где он расположен, зачем Одиссей отправляется туда, каких обитателей он встречает там?

3. Божественное вмешательство в судьбу героя: каким образом Афина вмешивается в судьбу героя, что именно она для него делает? Какие еще боги помогают Одиссею? Кто из богов вредит ему и почему?

4. Мотив дома. Устройство дома как возвращение к миропорядку. Сведения о быте. Обычаи. Поведение женихов. Взаимоотношение слуг и хозяев.

5. Особенности психологизма поэмы: образ Одиссея: внешность, внутренние монологи, свидетельства и опровержения «многомудрости» Одиссея. Мотив мужских слез в поэме. Симптоматический психологизм (примеры). Образ Телемака. Сцены узнавания Одиссея. Образ Пенелопы. Другие женские образы поэмы.

6. Язык и стиль поэмы. Сравнения, метафоры, натурализм, афоризмы. Использование иронии. Предсказания в поэме.


Вопросы к экзамену

по дисциплине «История зарубежной литературы. Античность»

ЖБ-101, ФБ-101

1) Общая характеристика античной литературы. Периодизация. Жанровая система. Значение Античности для дальнейшего развития человеческой цивилизации.

2) Особенности мифологического сознания (на примере античной мифологии). Основные компоненты и образы мифологической картины мира.

3) Греческий героический эпос. Поэма «Илиада»: сюжет, композиция, система образов, художественные средства выразительности.

4) Поэма Гомера «Одиссея». Композиционные и стилевые особенности.

5) Особенности двоемирия гомеровских поэм. Способы вмешательства богов в человеческую жизнь. Своеобразие и глубина психологизма «Илиады» и «Одиссеи».

6) Творческое наследие Гесиода и его влияние на античную литературу.

7) Зарождение лирики в Древней Греции. Основные разновидности и жанры. Анализ творчества одного из поэтов на выбор.

8) Зарождение драмы в древнегреческой литературе. Культ Диониса и его значение. Структура театра. Особенности композиции пьес.

9) Древнегреческая трагедия. Творчество Эсхила. Сущность конфликта и его развитие в трагедии «Прометей прикованный». Концепция человека. Сценические особенности пьесы.

10) Трилогия Эсхила «Орестея». Проблема взаимоотношений личности и общества, индивида и рода. Разрешение локального конфликта в трилогии и ее глобальная проблематика.

11) Творчество Софокла. Темы рока, знания, преступления и наказания, концепция «двух законов» в трагедиях Софокла. Анализ одной из драм на выбор.

12) Творчество Еврипида. Новаторство психологизма и композиции произведений. Еврипид как «философ на сцене». Анализ одной из трагедий.

13) Формирование древнегреческой комедии. Драматургия Аристофана. Особенности тематики, проблематики, средства выразительности. Анализ одной из комедий.

14) Развитие жанра эпиграммы в литературе Древней Греции и Древнего Рима. Эволюция жанра. Основные мотивы и представители.

15) Основные тенденции развития исторической, ораторской и философской прозы в Древней Греции.

16) Эпоха эллинизма в истории и культуре Древней Греции. Хронология. Новоаттическая комедия. Творчество Менандра.

17) Развитие греческого романа. Проблема становления и развития жанра. Творчество Лонга.

18) Особенности и закономерности развития литературы Древнего Рима. Основные периоды, тенденции и представители.

19) Римская комедия и ее разновидности. Традиции и новаторство. Творчество Плавта и Теренция.

20) Развитие ораторской и научной мысли в Древнем Риме. Тит Лукреций Кар и его поэма «О природе вещей».

21) Развитие римской лирической поэзии. Творчество Катулла. Новый подход к раскрытию внутреннего мира лирического героя.

22) «Золотой век» римской литературы. Творчество Вергилия. Римский национальный эпос «Энеида»: идеологическое и художественное своеобразие, концепция мира и человека, система образов, гомеровская традиция.

23) Поэзия Горация. Основные циклы и мотивы. Особенности и значение «Послания к Пизонам».

24) Жизненный и творческий путь Овидия. Идеологические и художественные особенности творчества. Эволюция мировоззрения и ее отражение в текстах.

25) Философские и литературные сочинения Сенеки.

26) Творчество Петрония. Художественные особенности романа «Сатирикон». Способы изображения внешнего и внутреннего мира.

27) Поздняя римская литература. Творчество Апулея. Сюжетные и стилевые особенности романа «Метаморфозы».

28) Возникновение христианства и кризис Римской империи. «Новый завет» как выражение новой системы этических ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: