| Линии сравнения | Совершенная (чистая) конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
| Монополистическая | Олигополия | Чистая монополия | ||
| Число фирм | Очень много | Много мелких | Несколько (3-5 фирм) | Одна |
| Тип товаров | Одинаковые изделия | Разные изделия сходного назначения | Одинаковые или различные изделия | Уникальный товар, не имеющий заменителей |
| 3. Контроль над ценой | Отсутствует | Некоторый, но в узких рамках | Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре | Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену |
| 4. Условия вхождения в отрасль | Очень легкие | Сравнительно легкие | Существенные препятствия | Нет вхождения |
| 5.Пример отраслей | Сельское хозяйство, бытовые услуги | Розничная торговля, производство одежды, обуви, мебели, аптеки, рестораны | Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря, авиаперевозки и др. | Электроэнергетика, железнодорожные перевозки, местные предприятия коммунального хозяйства |
Антимонопольное законодательство
Основным нормативным актом в этой сфере является «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый в 1991 году. Тогда же для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности был создан Антимонопольный комитет РФ.
Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в РФ
1. Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
2. Контроль за крупными покупками и продажами акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов; от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;
3. Предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение
4. Привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.






