Черты конкуренции

Позитивные Негативные
— Снижает издержки — Ограничивает возможность возникновения монополий (от гр. mono — один, poleo — продаю), которые контролируя основную часть производства или сбыта определённого това­ра, могут взвинчивать цены, снижать качество ИТ. д. — Создаёт возможность выбо­ра для потребителя — Заставляет экономику гиб­ко реагировать на измене­ние обстановки — Способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции — Постоянное разорение мно­гих товаропроизводителей — Отвлечение неоправданно больших средств на рек­ламу — Использование нечестных методов борьбы: • подкуп работников; • шантаж; • промышленный шпио­наж и др. — Чрезмерная эксплуатация ресурсов — Экологические нарушения

Виды конкуренции

По методам конкурентной борьбы:

Ценовая – борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.

Неценовая – включает в себя технический уровень, новизну и качество товара; послепродажное техническое обслуживание; создание товаров – заменителей; рекламу.

По степени ограничения конкуренции

Совершенная и несовершенная, которая в свою очередь делится на монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.

Совершенная конкуренция предполагает отсутствие власти производителя над рынком, т.е. цена устанавливается не производителем, а через соотношение спроса и предложения.

Характерные черты:

· Множество товаропроизводителей (потребителей), при этом доля каждого их них в общем объеме продаж (покупок) данного товара относительно невелика и это не позволяет им существенно влиять на цену;

· Производимые товары примерно одинаковы, т.е. нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм;

· Отсутствие входных барьеров (экономических и юридических);

· Продавцы и покупатели обладают всей необходимой информацией о поступающих на рынок товарах, их ценах и прибыльности продаж;

· Рациональное поведение всех участников рыночных отношений, т.е. невозможность сговора в любой форме.

Поскольку в реальной жизни обнаружить совпадение всех этих условий возможно лишь в очень редких случаях, то совершенная конкуренция служит скорее моделью, которая позволяет анализировать реальную ситуацию на рынке.

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция форма конкуренции, предполагающая наличие довольно значительного числа продавцов на рынке, которые производят дифференцированную продукцию, а также проводят самостоятельную ценовую политику, невзирая на реакцию конкурентов; но при этом доля каждого товаропроизводителя в общем объеме продаж невелика и это не позволяет ему существенно влиять на уровень цены на рынке.

Олигополия – образуется при рыночной ситуации, когда многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами.

Различают чистую и дифференцированную олигополию.

Предприятия чистой олигополии производят стандартизированный товар, что обусловливает и приблизительно одинаковую цену на него у разных производителей.

Предприятия дифференцированной олигополии производят дифференцированные товары одного функционального назначения (бытовая техника, автомобили).

Монополия:

- ситуация, возникающая на рынке, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж на конкретном товарном рынке, что

-он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка;

- исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности.

Захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемый ими рынок.

Юридические барьеры

Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название «государственных монополий». Под этим именем они продолжают существовать и сегодня.

Надо сказать, что государство рождает монополию (или создает условия для нее) и тогда, когда выгоды от этого достаются преимущественно не государственной казне, а другим лицам или организациям.

Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов деятельности, и без получения государственной лицензии такой деятельностью заниматься нельзя. Лицензируется деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, банков, изготовление спиртных и табачных изделий и т.д.

Важным видом юридических барьеров, рождающих и защищающих монополию, являются патенты на изобретения и научно-технические разработки.

Естественные барьеры

В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие монополии называют обычно естественными, поскольку порождающие их барьеры естественны, т.е. закономерно присущи определенному рынку.

Естественная монополия – отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредоточивается в одной фирме в силу объективных, природных или технических, причин, и это выгодно обществу.

Бывают такие монополии двух видов:

1. Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение.

2. Технико – экономические монополии. Так условно можно назвать монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а, точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более, что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирм ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а росту цен.

Экономические барьеры

Такие барьеры возводятся самими фирмами монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

Например, в России в середине 90-х годов добиться снижения гирермонополизации экономики было крайне сложно из-за:

· Высокого уровня налогов;

· Дороговизны нового оборудования;

· Дефицита качественного сырья, материалов и комплектующих, возникших из-за спада производства в большинстве отраслей;

· Отсутствия у населения собственных накоплений в размерах, достаточных для начала коммерческой деятельности.

К такого рода объективным экономическим барьерам добавлялись барьеры уже искусственные, которые возводились самими монополистами.

Это прежде всего, различного рода ассоциации, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, т.е. объединения, позволяющие монополистам успешно решать задачи:

- контроля за ценами на своих рынках;

- раздела рынков;

- организации сбыта;

- получения более выгодных условий приобретения сырья, материалов, комплектующих.





Подборка статей по вашей теме: