Конкуренция и монополия
Еще одним элементом рыночного механизма саморегулирования является конкуренция.
Конкуренция -(лат. concurrere - сталкиваться, состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.
Виды конкуренции
В зависимости от состояния рынка выделяют главные виды конкуренции:
Свободная ("совершенная") конкуренция. Свободная конкуренция означает:
на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах; Участники конкурентного рынка располагают равным доступом к информации. Покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его. Встречается очень редко. Совершенная конкуренция существует на рынке ценных бумаг, рынке сельскохозяйственной продукции.
"Несовершенная" конкуренция - где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации. Фактически, это конкуренция между монополистами.
Регулируемая конкуренция. Предполагает государственное регулирование.
С учетом методов состязательности различают формы конкуренции:
Ценовая конкуренция заключается в снижении цен на однотипную продукцию по сравнению с конкурентами;
Неценовая конкуренция. когда фирма предлагает товар более высокого качества, организует систему обслуживания товаров длительного пользования (холодильники, компьютеры и т. д.), широко рекламирует свой товар.