Фирма конкурирует, то есть ведет экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками.
Сила позиции поставщиков во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли. Если это рынок поставщиков, когда они диктуют свои усилия предприятиям отрасли, то последние находятся в менее выигрышной позиции, по сравнению со случаем, когда они доминируют на рынке (рынок потребителей).
Сильные поставщики могут:
1. повышать цену на свои товары;
2. снижать качество поставляемых продуктов и услуг.
Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами.
- Разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг.
- Наличием возможности смены поставщиков.
- Величиной затрат переключения потребителей на использование продукции других поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы.
- Величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков. Большие объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.
Сила позиции покупателей. Она, как и в предыдущем случае вомногом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду рынки производителя и покупателя, соответственно.
|
|
Конкуренция со стороны покупателей выражается:
1. в давлении на цены в целях их снижения;
2. в требованиях более высокого качества;
3. в требованиях лучшего обслуживания;
4. в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.
Сила покупателя зависит от:
1. сплоченности и концентрированности группы потребителей;
2. степени важности продукции для покупателей;
3. диапазона ее применения;
4. степени однородности продукции;
5. уровня информированности потребителей;
6. других факторов.
Рассмотренные выше 4 группы факторов определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес. Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень прибыльности организаций данной отрасли. Исследования, проведенные в указанных направлениях, дадут фирме возможность определить конкурентный «климат», интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, который владеет каждый из конкурентов.