Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Как следует из особенностей организации рынка монополистической конкуренции, действующая на нем фирма принимает решения о цене и выпуске самостоятельно. При этом она сталкивается с двумя ограничениями: линией спроса на свой продукт и возможностью его замещения аналогичными продуктами других фирм. Сталкиваясь с убывающей линией спроса на свой продукт, фирма будет реализовывать имеющуюся у нее монопольную власть посредством выбора такой цены и такого объема выпуска, которые обеспечат ей получение максимальной прибыли. Другими словами — руководствуясь принципом равенства предельной выручки предельным издержкам производства, то есть MR = МС (рис. 2).
Рис. 2. Производственный выбор фирмы в краткосрочном периоде
При спросе D она оптимизирует свое предложение при объеме Q1 и цене Р1, что обеспечивает ей получение максимальной прибыли (MR = МС), размер которой равен площади затемненного прямоугольника. Как видим, прибыль фирмызависит от уровня спроса на ее продукт и уровня понесенных ею издержек производства.
|
|
Однако, в отличие от абсолютной монополии, в данном случае фирма действует в конкурентной среде. Учитывая высокую степень замещения своего продукта, фирма может столкнуться с проблемой низкого спроса, например D1, не обеспечивающего ей покрытия средних издержек АС. Как и в случае с совершенно конкурентной фирмой, монополистически конкурирующая фирма может минимизировать убытки до тех пор, пока цена на ее продукт Р2 покрывает средние переменные издержки для каждого данного объема выпуска.
Если спрос окажется настолько слаб, что никакая комбинация цены и выработки не обеспечит покрытия переменных издержек, фирма минимизирует убытки в краткосрочном периоде путем прекращения производства.
Особенность краткосрочного равновесия при монополистической конкуренции заключается в том, что для него характерны черты, как монополии, так и совершенной конкуренции.
В условиях монополистической конкуренции фирма оптимизирует
выпуск при объеме, обеспечивающем максимальное превышение
совокупной выручки над совокупными издержками.
Несмотря на то, что фирма действует в конкурентных условиях, мы не можем рассматривать кривую ее предельных издержек в качестве кривой предложения, как это было в случае с совершенно конкурентной фирмой. Поскольку обладающая монопольным влиянием фирма сталкивается с наклонной линией спроса, то, как и при абсолютной монополии, невозможно установить четкой зависимости между ценой и объемом выпуска. В зависимости от эластичности спроса для одного и того же объема выпуска фирма может установить разные цены на свой продукт, равно как и при одной и той же цене осуществлять выпуск разного объема. Таким образом, наличие дифференциации продукции не позволяет дать жесткое функциональное описание зависимости между ценой и предложением фирмы, а значит, и построить кривую ее предложения. Соответственно, нельзя построить и кривую предложения для отрасли.
|
|
Для рынков с монополистической конкуренцией не существует кривых отраслевого спроса и предложения.
Долгосрочное равновесие фирмы и рынка монополистической конкуренции. Для анализа функционирования рынка монополистической конкуренции в долгосрочном периоде принято допущение об отсутствии отраслевых барьеров. Поэтому любая фирма может беспрепятственно войти на отраслевой рынок и покинуть его. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции механизм установления долгосрочного равновесия сродни тому, который действует при совершенной конкуренции.
Если в краткосрочном периоде действующие на отраслевом рынке фирмы будут получать экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это приведет к увеличению отраслевого предложения.
Во-первых, действующие в отраслифирмы будут наращивать производство, стремясь расширить свою долю рынка и увеличить прибыль за счет использования имеющейся экономии от масштаба.
Во-вторых, а в данном случае это главное, при отсутствии барьеров входа увеличение отраслевого предложения произойдет за счет проникновения на отраслевой рынок новых фирм, привлеченных возможностью получения экономической прибыли.
Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции достигается при объеме предложения, при котором рыночные цены равны средним долгосрочным издержкам, а фирмы не получают экономической прибыли. Главное, однако, не в том, достижимо или нет долгосрочное равновесие. Более существенным является то, что производящие дифференцированный продукт фирмы будут применять разные конкурентные стратегии, действуя на разных сегментах рынка. Поэтому для рынка монополистической конкуренции единственного рыночного равновесия не существует.