Практически во всем мире туризм представляет собой зону предпринимательства, а не бюджетных перераспределений, поэтому он отделен от государства. Государство определяет лишь туристскую политику и способствует развитию туризма, принимая соответствующие законы и регулируя макроэкономические механизмы и нормативы в пользу национального и въездного туризма. Таким образом, туристские предприятия обязаны действовать в условиях регулируемого государством рынка.
Туризм в России всегда представлял собой общественное движение, созданное в интересах потребителя. В 1895 г. было создано Народное туристское общество, правопреемником которого затем стало Российское общество пролетарского туризма. Даже в самые тоталитарные времена огосударствления всех функций и национализации всех предприятий туризм развивался в профсоюзах как общественное движение. И сейчас социальный туризм должен развиваться как общественное движение за расширение доступности национального и культурного наследия для всех слоев населения.
|
|
Социальный туризм - туризм, направленный на рекреацию человека (восстановление его физических, психических и интеллектуальных сил), доступный для всех слоев населения.
Именно параметры доступности и реальные возможности по ее максимизации в конкретных условиях и определяют тот минимально необходимый набор услуг социального туризма, который в совокупности и составляет социальный туристский продукт.
Для современных условий представляется возможным в набор услуг социального туристского продукта ввести:
• услуги размещения уровня экономического класса (1-2 звезды по национальной классификации гостиничных предприятий, а также внекатегорийные средства размещения - базы отдыха, детские лагеря и пр.);
• услуги питания ограничить завтраком или полупансионом, рацион которого рассчитывается исходя из величины минимальной оплаты труда на момент расчета стоимости тура (например, 0,3 размера минимальной оплаты труда);
• ввести сопутствующие услуги - экскурсии, походы, трансфер (в размере 0,2 минимальной оплаты труда).
Дополнительные услуги не включаются в минимальный набор и не влияют на нормы ценообразования социального туристского продукта.